Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/1421.html (версия для печати)

  Дискуссии

Инновационное отчуждение

18 марта 2010 19:38

Директор инновационной компании "Мета" в Новосибирске Владимир Охотников. Фото с сайта www.strf.ru
Директор инновационной компании "Мета" в Новосибирске Владимир Охотников. Фото с сайта www.strf.ru
Справка STRF:
ЗАО "Мета" начала свою деятельность на рынке высоких технологий в 1991 году, когда никаких разговоров и даже упоминаний про инновации ещё не было. Вопреки всеобщей разрухе 90-х предприятие приобрело широкую известность среди промышленных производителей в России и за рубежом, зарекомендовав себя как динамично развивающуюся, профессиональную инжиниринговую компанию. На базе научных разработок Института катализа им. Г. К. Борескова СО РАН специалисты ЗАО "МЕТА" создали серию газоанализаторов, позволяющих быстро измерять удельную поверхность дисперсных и пористых материалов с высокой точностью и достоверностью результатов. Измерение происходит путем подсчёта объёмов инертного газа, сорбируемого исследуемым материалом при температуре жидкого азота

Развитие инноваций в России постепенно набирает обороты: появляются законы, призванные разрешить проблемы разработчиков наукоёмких технологий. Но ещё быстрее, чем инновационная структура, в нашей стране укрепляется силовая вертикаль, "неравнодушная" к деятельности инноваторов. В тотальной борьбе с коррупцией силовые структуры успешно встали на инновационный путь.

Вопросы правомерности использования наукоёмкими компаниями интеллектуальной собственности Академии наук тогда не стояли так остро, как сегодня — в те годы все боролись за выживание

— Мы судимся с областной прокуратурой уже пять лет, — рассказывает директор инновационной компании "Мета" в Новосибирске Владимир Охотников. — Нас обвиняют в отчуждении федерального имущества, которое было достроено и реконструировано с помощью наших инвестиций по договору о совместной деятельности, согласованному с Росимуществом. Такая обоюдная инициатива с участием федеральных структур разрешена законом с условием, что её целью не является извлечение прибыли. В результате компания-инвестор получила свою долю в конечном продукте — один из возведённых корпусов. Суд выносил несколько решений в нашу пользу, но прокуратура снова подавала на апелляцию, не принимая во внимание тот факт, что в совершённой сделке нет ни покупателя, ни продавца, и что своими вложениями мы спасли федеральное имущество, через год подлежащее сносу. В итоге суд всё-таки постановил признать сделку недействительной и обязал компанию вернуть то недостроенное помещение, которого уже нет. На его месте стоит другое здание с другой площадью помещений и иным адресом, но правовые структуры это не смущает: было отчуждение собственности — верните её.

Многие годы компании "Мета" приходилось арендовать офисы, блуждая с места на место, размещать производство приборов в нескольких точках. Десять лет такого существования привели её руководство к мысли о необходимости обзавестись собственными помещениями, где не только располагался бы офис, но также можно было осуществлять сборку и тестирование произведённой аппаратуры. В результате долгих поисков с ЗАО "Мета" был заключен договор долевого участия — инноваторы должны были достроить на свои средства заброшенные корпуса экспериментальных мастерских одного из академических институтов на условиях последующей передачи одного из них в собственность компании. Эти здания находились под угрозой сноса — истекал десятилетний срок, когда их ещё можно было достроить, но средств на это у института не было. Заключённое соглашение стало спасительным для обеих сторон, юридический аспект вопроса был тщательно проработан в рамках существовавшего законодательства — никто не предполагал, что спустя годы сделку признают недействительной.

После регистрации объекта в 2002 году в государственных органах руководство компании со спокойной душой начало вкладывать средства в оборудование специализированных помещений

После регистрации объекта в 2002 году в государственных органах руководство компании со спокойной душой начало вкладывать средства в оборудование специализированных помещений — чистого изолированного склада для медицинских мембранных материалов, используемых для очистки и разделения жидкостей, метрологической комнаты, оборудованной неподвижными мраморными столами, цехов с грузоподъёмными устройствами. Казалось, что один из старейших в Новосибирском Академгородке наукоёмкий бизнес, наконец, получил новый виток развития. Но счастье продолжалось недолго — уже в 2004-м в дело вмешалась прокуратура, охраняющая государственную собственность от расхищения, и всем участникам процесса посыпались повестки в прокуратуру.

Надо сказать, что руководство институтов в те годы старалось помогать инноваторам, понимая, что бюджетное финансирование науки в обозримом будущем будет только сокращаться, и продвигать научные разработки в такие времена сродни настоящему геройству. Вопросы правомерности использования наукоёмкими компаниями интеллектуальной собственности Академии наук тогда не стояли так остро, как сегодня — в те годы все боролись за выживание. Но по мере усиления борьбы с коррупцией ряд действий в помощь инноваторам вдруг стал толковаться как незаконный. Долевое участие в проекте достраивания институтских зданий Новосибирская областная прокуратура назвала хищением государственного имущества. И хотя объектами незавершённого строительства было невозможно пользоваться без миллионных вложений ЗАО "Мета", фактическая сторона вопроса и целесообразность принятых решений правоохранительные органы совершенно не волновала.

Наше письмо с просьбой разрешить сложившуюся ситуацию, направленное вице-премьеру Сергею Иванову, прошло несколько инстанций с довольно удивительным исходом

Молодые сотрудники генпрокуратуры не постеснялись допросить с пристрастием одного из основоположников сибирской науки и основателей Новосибирского Академгородка — учёного с мировым именем, который выполнял стратегические государственные задачи за многие десятилетия до появления на свет тех, кто сегодня берёт на себя смелость обвинять его в пособничестве совершению кражи федеральной собственности:

— Фамилия, имя, отчество, год рождения, образование?

— Вообще-то я академик…

— Я не спрашиваю — кто ты! Образование?

— Высшее…

Сердечно поблагодарив инновационную компанию за помощь в реализации долгожданного проекта, директор института со спокойным сердцем ушёл на пенсию — его благое начинание по возведению экспериментальных корпусов закончилось успешно. Для института, но не для тех, чьими силами была сделана эта работа, — в этой борьбе академик, к сожалению, ничем не мог помочь инноваторам.

— Наше письмо с просьбой разрешить сложившуюся ситуацию, направленное вице-премьеру Сергею Иванову, прошло несколько инстанций с довольно удивительным исходом, — говорит Владимир Охотников. — Сначала его направили в Департамент оборонной промышленности и высоких технологий, Министерство экономического развития и, наконец, в Управление организации непроизводственной сферы и зарубежной собственности Росимущества, где и решался наш вопрос. Видимо, всё, что находится за МКАДом, — зарубежная собственность. Их ответ: "Мировое соглашение не представляется возможным". По своему опыту я знаю, что государство сегодня не в состоянии существенно помочь инноваторам в решении большинства проблем, но уже отличной помощью могло бы стать невмешательство в нашу деятельность силовых структур.

Словно угонщикам машины, сегодняшним инноваторам приходится заметать следы законного получения в собственность помещений, пока к ним не пришла прокуратура или областная криминальная полиция

Ситуация с оспариванием права владения недвижимостью инновационных компаний коснулась не только ЗАО "Мета" — уже несколько лет пытается зарегистрировать право собственности на построенное здание ещё одна группа инновационных компаний, где сегодня производятся специализированные микросхемы и автоматические системы управления. Преимущество этих компаний в судах заключается лишь в том, что они ничего не реконструировали, а полностью снесли градирню (устройство для охлаждения большого количества воды направленным потоком атмосферного воздуха), на месте которой организовали свою стройку, поэтому им, по счастью, уже нечего возвращать государству. Ещё одна новосибирская биотехнологическая компания, чьи нанотехнологии высоко оценила госкорпорация "Роснано", осталась неприкосновенной для прокуратуры лишь по причине своевременной двукратной смены собственника реконструированного здания после его приватизации. Словно угонщикам машины, сегодняшним инноваторам приходится заметать следы законного получения в собственность помещений, пока к ним не пришла прокуратура или областная криминальная полиция.

Мария Роговая для STRF.ru

источник: STRF