Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/142.html (версия для печати)

  Дискуссии

Регионы обяжут мыслить стратегически

04 июля 2006 03:39


Мнение автора может не совпадать с позицией администрации Интернет-портала "Российское содружество молодых ученых".

Российские регионы займутся стратегическим планированием исходя из четких рекомендаций федерального центра. Минрегионразвития разработало технический стандарт стратегии социально-экономического развития субъектов РФ. Не исключено, что в ближайшее время появится закон, который заставит местные власти писать подобные стратегии в обязательном порядке. До конца 2006 г. федеральные чиновники планируют заслушать доклады по стратегическому развитию от 20 субъектов РФ. И только после этого представить общую концепцию развития российских регионов.

До недавнего времени стратегическим планированием регионы занимались самостоятельно и по желанию, ориентируясь на собственный опыт и имеющуюся ресурсную базу. Никаких жестких директив из федерального центра по этому поводу местные чиновники не получали. Тенденция к некоторому изменению наметилась после того, как осенью 2004 г. было создано Министерство регионального развития. Летом 2005 г. ведомство представило на рассмотрение правительства концепцию стратегии социально-экономического развития регионов. Однако документ был отправлен на доработку, и с тех пор нового варианта концепции не появилось, поскольку представители Минрегиона решили для начала выслушать мнения и соображения по этому поводу самих субъектов РФ. Местные чиновники, разрабатывая региональные планы, в свою очередь, жалуются на отсутствие соответствующего федерального документа, который можно было бы использовать в качестве некоего ориентира.

В настоящее время региональные руководители по очереди представляют федеральному центру стратегии социально-экономического развития своих регионов. Как сообщил журналистам директор Департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования Минрегиона Юрий Перелыгин, начиная со второй половины 2005 г., ведомство заслушало около 40 региональных докладов. Из них было одобрено только 10. Среди регионов-лидеров оказались, например, Томская, Вологодская, Астраханская, Свердловская, Тюменская области. Концепции социально-экономического развития остальных регионов были отправлены на доработку. До конца года Минрегиона собирается заслушать руководителей еще 20 субъектов, а затем представить обновленный вариант концепции социально-экономического развития, объединяющей все российские регионы.

При этом, как сообщил Юрий Перелыгин, в ближайшие два месяца региональным властям будет представлен технический стандарт для выработки стратегии. Пока планы пестрят разнообразием, поскольку местные чиновники используют разные подходы к планированию социально-экономической жизни своих регионов. Например, при написании концепций ограничиваются только собственными силами. Или наоборот, проводят конкурсы для консалтинговых компаний. В результате многие концепции отправляются на доработку. Они либо вообще не являются стратегиями как таковыми, либо не направлены на решение глобальной задачи – создание федеральной концепции социально-экономического развития.

Сегодня региональная стратегия пока еще не является обязательной для всех субъектов РФ, однако Минрегиона надеется, что в перспективе будет принят закон об основах регулирования регионального развития. Он обяжет местных чиновников заниматься стратегическим планированием. Если эти планы будут внедрены в жизнь, то, по мнению Юрия Перелыгина, в стране появится более эффективная система распределения финансов.

Эксперты относятся достаточно скептически к эффективности стратегического планирования. Так, недавно аудиторско-консалтинговая компания ФБК представила доклад, посвященный анализу стратегий социально-экономического развития регионов. В докладе приведены результаты исследования влияния наличия стратегий на экономический рост регионов. Согласно экспертным выводам, взаимосвязь между хорошей концепцией и высокими показателями экономического роста присутствует не всегда. Например, самый высокий суммарный темп роста за 2001-2004 гг. – 214,3% – был у Чукотского АО, у которого вообще нет разработанной стратегии развития.

"Эффективность региональных стратегий и федеральной концепции в будущем вызывает сомнения. Планы, которые были одобрены в Минрегионе, – не более чем красивые презентации. Как они будут воплощаться в жизнь, не совсем понятно", – говорит Ростислав Туровский, руководитель департамента региональных исследований "Центра политических технологий". По его мнению, проблема еще и в том, что Минрегиона – не самое влиятельное ведомство, а потому ему вряд ли удастся воплотить все эти планы в жизнь. Руководитель спецпроектов Института социальных систем МГУ Дмитрий Бадовский уверен, что экономический рост – не единственная причина, из-за которой федеральный центр стремится активизировать стратегическое планирование. По его мнению, в данном случае присутствует еще желание создать некий инструмент эффективной оценки региональных властей в связи с введением порядка назначения губернаторов.

Правда, практика показывает, что создание стратегических концепций – вовсе не такая уж формальность, как может показаться на первый взгляд. Например, не так давно правительство, рассмотрев стратегию Астраханской области, нашло ее очень удачной. Чиновники поддержали запланированные местными властями на 10-15 лет вперед проекты. И в результате область получила из бюджета более 6 млрд руб. на дополнительные расходы.

Марина Селина

источник: RBC Daily