Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/1414.html (версия для печати)

  Дискуссии

Россия – ЕС: наука, технологии, инновации

15 марта 2010 13:06

Советник по науке Представительства Европейского союза в России Ричард Бургер. Фото с сайта www.strf.ru
Советник по науке Представительства Европейского союза в России Ричард Бургер. Фото с сайта www.strf.ru
Справка STRF.ru:
Ричард Бургер, Советник по науке Представительства Европейского союза в России

О сегодняшнем и завтрашнем дне научно-технологического сотрудничества между ЕС и Россией корреспонденту STRF.ru рассказал Советник по науке Представительства Европейского союза в России Ричард Бургер.

Господин Бургер, какие сферы охватывает научно-технологическое сотрудничество Европейского союза с Россией, на каких уровнях оно осуществляется?

— Такое сотрудничество развивается давно и очень успешно. Оно охватывает практически все направления научно-исследовательской деятельности: биотехнологии, нанотехнологии, информационно-коммуникационные технологии, исследования в сфере здоровья человека, энергетику, энергоэффективность, окружающую среду и т.д.

Плодотворным я бы назвал сотрудничество не только в сфере прикладных, но также в сфере фундаментальных исследований.

Можно выделить несколько уровней научно-технологического сотрудничества Европейского союза (ЕС) с Россией. В первую очередь, это двусторонний уровень — между той или иной страной — членом ЕС и Россией. Взаимодействуем мы и на уровне панъевропейских программ, рамочных программ ЕС по научным исследованиям и технологическому развитию, по атомной энергии и, совместно с Европейским космическим агентством, по космосу, а также в сфере конкурентоспособности и инноваций.

Отмечу, что среди так называемых "третьих стран"[1] Россия в целом находится на первом месте по участию в европейских рамочных научно-исследовательских программах, опережая Китай, США, Индию. Так что в этом плане Россия — наш самый крупный и самый важный партнёр.

Причём речь идёт не только об участии российских организаций и исследователей в европейских научно-исследовательских программах. Мы с Россией являемся пионерами и в совместном финансировании научных проектов.

Каких, например?

— В рамках текущей, Седьмой рамочной программы по науке и технологическому развитию (2007-2013 годы), совместно финансируются проекты в сфере биотехнологий и нанотехнологий, в области неядерной энергетики, здоровья человека. Интересным, на мой взгляд, является совместный проект PLAPROVA по разработке технологий продукции вакцинных белков в растениях. Результатом трёхлетней работы в рамках данного проекта должны стать новые технологии продукции более эффективных вакцин против таких актуальных для России и ЕС заболеваний, как птичий грипп, "синий язык", ящур и др. Европейская комиссия выделяет порядка 2 миллионов евро для поддержки европейских участников проекта. Россия выделяет эквивалентную сумму в рублях для поддержки российских участников проекта, а именно Центра "Биоинженерия" РАН, Биологического факультета МГУ, Института гриппа РАМН и Федерального центра охраны здоровья животных.

Россия в целом находится на первом месте по участию в европейских рамочных научно-исследовательских программах, опережая Китай, США, Индию

Что касается совместного финансирования отдельных научных проектов Россией и ЕС, важную роль в этом процессе сыграл интерес российских организаций к рамочным программам ЕС и их успешное участие в них. Поддержку от ЕС получили многие проекты с российским участием. Приведу пример проекта HISAC по исследованиям в области аэронавтики или гражданской авиации, как это принято называть в России. Это достаточно крупный проект стоимостью более 26 миллионов евро, работы по которому ведут почти 40 участников из различных стран Европы, включая четыре организации из России (ЦАГИ им. Е. Н. Жуковского, ЦИАМ, ИТПМ им. С. А. Христиановича и ЗАО "ГСС"). Задача проекта — оптимизировать экономические и экологические характеристики малых сверхзвуковых самолётов за счёт снижения уровня потребляемого топлива, шума, выбросов в атмосферу и т.д.

Таким образом, в рамочных программах, наряду с общими конкурсами, открытыми для участия российских организаций, получающих финансирование от ЕС на общих основаниях, действуют дополнительные софинансируемые инициативы с Россией, когда российские участники проектных консорциумов-победителей получают финансовую поддержку от соответствующих российских ведомств.

Кто организует такие проекты?

— Европейская и российская стороны совместно выбирают проекты по тематикам, представляющим общий интерес — для ЕС и России. При этом каждая сторона опирается на свои собственные правила и процедуры. Вот почему мы называем эти совместные инициативы скоординированными конкурсами. Соорганизаторами таких конкурсов с российской стороны могут быть Министерство науки и образования, Росатом, Министерство промышленности и торговли — в сферах своей компетенции. Европейская комиссия отталкивается от своих рамочных программ, российские структуры — от соответствующих федеральных целевых программ.

Недавно, например, был открыт скоординированный конкурс в сфере авиационных исследований, аэронавтики. Подобный конкурс также объявлялся в сфере исследований в области ядерной энергетики.

Участники конкурсов — кто они?

— В разных случаях — разные организации, поскольку конкурсы проводятся по принципу: снизу вверх. И это открытые конкурсы. Заявителями и — в случае победы — исполнителями могут быть академические институты, научные центры, вузы, частные исследовательские лаборатории крупных компаний, малые и средние предприятия, занимающиеся разработками. Как видите, круг участников предельно широк, и, как правило, в проектных консорциумах принимают участие несколько организаций разного типа.

В настоящее время около 1500 российских студентов и учёных проходят обучение, преподают или проводят научные исследования на разных уровнях в Европе по программе Erasmus Mundus

Каково место России в Седьмой рамочной программе Европейского союза по научным исследованиям и технологическому развитию? В частности, в проектах Европейского исследовательского совета, призванного поддерживать прорывные фундаментальные исследования на панъевропейском уровне?

— Седьмая рамочная программа Европейского союза (7PП) — это транснациональная программа поддержки научных исследований, в которой особое внимание уделяется международному сотрудничеству. Седьмая рамочная программа открыта для участия учёных и исследователей всего мира, включая Россию; при этом, зачастую, им может быть оказана финансовая и другая поддержка со стороны Европейского союза на тех же условиях, что и для исследователей из стран — членов ЕС.

Одна из подпрограмм 7РП — "Идеи" (с общим бюджетом в размере 7,5 миллиарда евро на период 2007-2013 годы) призвана стимулировать наиболее перспективные, прорывные научные идеи. Координируется эта подпрограмма Европейским исследовательским советом. К участию в ней допускаются исследователи из любой страны при условии, что на период осуществления проекта координатор и его команда проживают на территории ЕС или стран, ассоциированных с рамочными программами ЕС. При этом, в принципе, возможно привлечение к проекту отдельных исследователей, находящихся в одной из так называемых "третьих стран".

В ЕС создаётся единое европейское научно-исследовательское пространство, которое призвано сформировать общеевропейский рынок идей, знаний, исследований, инноваций. Какие шаги для этого предпринимаются?

— Решение о формировании так называемой "пятой свободы" (одной из основных составляющих общеевропейского экономического рынка) — Европейского научного пространства, в котором исследователи, знания и технологии могли бы беспрепятственно перемещаться, было принято в 2000 году. К настоящему времени на данном направлении был предпринят целый ряд шагов. Прежде всего сами рамочные программы ЕС были подготовлены с учётом необходимости формирования общего научного пространства. Речь идёт об институциональных новшествах, например, о создании вышеупомянутого Европейского исследовательского совета и Европейского технологического института, на базе которых планируется сформировать европейское научное и инновационное сообщество мирового класса. Кроме того, были приняты меры по повышению скоординированности научно-исследовательских инициатив и программ внутри Европейского союза. С этой целью были запущены Европейские технологические платформы, на базе которых промышленники и другие игроки формируют свои долгосрочные научные приоритеты и стратегическое видение тех или иных научно-исследовательских задач, выполняемых в интересах бизнеса. Совместные технологические инициативы, которые создаются в некоторых ключевых, стратегически важных сферах, объединяют частных и государственных игроков для реализации стратегических планов на практике. Работы над координацией научно-исследовательской повестки дня также ведутся на уровне стран — членов ЕС и регионов Европы в рамках схемы “ERA-Net”.

Одна из главных задач для всех нас — переводить научно-технологическое сотрудничество в инновационную плоскость

Среди последних инициатив, которые легли в основу повестки дня Европейского исследовательского пространства до 2020 года (“2020 Vision for the European Research Area”), хотелось бы отметить меры по упразднению барьеров для циркуляции научных кадров и карьерного роста, развитие уникальных панъевропейских исследовательских установок и инфраструктур, трансфер технологий, поощрение взаимовыгодного международного сотрудничества в научно-технической сфере. Как видите, формирование Европейского исследовательского пространства ведётся на многих уровнях.

Как продвигается создание единого рынка труда для научных сотрудников в Евросоюзе — как одного из элементов единого европейского научно-исследовательского пространства?

— Дополнительный импульс работе на данном направлении был дан в 2008 году, с запуском так называемого европейского партнёрства для исследователей, направленного на разработку скоординированной позиции стран — членов ЕС по вопросам научного карьерного роста и перемещения научных кадров. Ключевыми задачами являются систематическое открытие научных позиций для всех европейских учёных независимо от их происхождения, адаптация социальных и пенсионных систем к требованиям научной мобильности кадров, обеспечение справедливых условий труда и занятости и т.д. Особую роль в данном процессе сыграло принятие Европейской хартии исследователей и Свода правил в области найма исследователей (European Charter for Researchers and Code of Conduct for the Recruitment of Researchers). Тем самым, мы рассчитываем достигнуть равновесия на рынке научного труда, увеличить рост производительности за счёт более "фокусного" трудоустройства, стимулировать трансфер знаний и содействовать развитию центров превосходства в ЕС.

Необходимо сближать наши малые, средние и крупные предприятия в Европе и в России, в том числе в ходе совместных научно-исследовательских и инновационных проектов

Как стимулируется сотрудничество между научными кадрами России и ЕС?

— Как я упомянул в начале нашей беседы, сотрудничество России и ЕС в научной сфере ведётся на нескольких уровнях, практически во всех научных областях и на базе многочисленных платформ и программ поддержки. В дополнение к рамочным программам ЕС по науке и технологическому развитию, я бы хотел отметить панъевропейскую программу коммерциализации научных исследований "Эврика", в которой Россия принимает активное участие, Международный научно-технический центр (МНТЦ), базирующийся в Москве. Наконец, есть европейские программы образовательного плана, такие как Erasmus Mundus, поощряющие студенческие и научные обмены. Эта программа показала хорошие результаты. В настоящее время около 1500 российских студентов и учёных проходят обучение, преподают или проводят научные исследования на разных уровнях в Европе по программе Erasmus Mundus. В рамках этой программы также поддерживаются институциональные партнёрства, поощряющие академические обмены и реализацию совместных образовательных программ между европейскими университетами и образовательными учреждениями из "третьих стран", включая Россию. О механизмах научного сотрудничества России и ЕС можно более подробно узнать из Справочника по научно-исследовательскому сотрудничеству России и ЕС.

Какими Вы видите перспективы сотрудничества Европейского Союза и России?

— Перспективы, на мой взгляд, очень хорошие, поскольку мы создали разветвлённую базу научно-технологического сотрудничества. Но хотелось бы идти дальше. Одна из главных задач для всех нас — переводить научно-технологическое сотрудничество в инновационную плоскость. Результаты совместных европейско-российских научно-исследовательских работ должны быть видны на практике, дойти до конечного потребителя.

Причём речь идёт не только о связи между наукой и промышленностью, но и о применении результатов совместных научно-исследовательских работ в подготовке научных кадров и в образовании, а также в гуманитарных и социальных науках, например, для создания новых учебных пособий.

Также необходимо сближать наши малые, средние и крупные предприятия в Европе и в России, в том числе в ходе совместных научно-исследовательских и инновационных проектов. Об этом мы также думаем и пытаемся действовать.

Наконец, нельзя забывать, что научно-технологическое сотрудничество охватывает очень широкую гамму разных областей и вовлекает очень большой круг разных участников (научно-исследовательские институты, академические институты, университеты, промышленные лаборатории, малые и средние предприятия, индивидуальные учёные), и поэтому оно само по себе является важным элементом отношений между Европейским союзом и Россией в целом.

[1]"Третьи страны" — страны, не являющиеся членами Европейского союза и не имеющие ассоциированного статуса с рамочной программой по научным исследованиям ЕС.

Беседовала Анна Горбатова

источник: STRF