Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/1340.html (версия для печати)

  Дискуссии

Учитель-ученик: кто умнее?

21 января 2010 14:27

Ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, академик РАО Геннадий Бордовский. Фото с сайта www.rosbalt.ru
Ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, академик РАО Геннадий Бордовский. Фото с сайта www.rosbalt.ru
В Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена 21 января торжественно открывается Год учителя России. Среди массы учительских проблем – ЕГЭ, зарплата, престиж, реформа — в Год учителя внимание общества будет обращено также на качество подготовки педагогов и модернизацию педвузов страны.

"Будут внедрены обязательные курсы переподготовки и повышения квалификации на базе лучших российских вузов и школ… Педагогические вузы будут постепенно преобразовываться либо в базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов", — заявил недавно президент РФ Дмитрий Медведев. Это заявление прокомментировал "Росбалту" ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, академик РАО Геннадий Бордовский.

– Полностью разделяю слова президента РФ о том, что педагогические институты должны преобразоваться в крупные образовательные центры по подготовке учителей. Хочу отметить, что впервые руководитель государства сформулировал социальный заказ, сказал, что стране нужна новая школа. В советское время мы знали, что главная задача школы – овладеть знаниями, которые выработало человечество, овладеть коммунистической идеологией и приспособить молодого человека к рабочему месту. Сегодня мы спрашиваем: для чего мы готовим учителя? Чтобы он по-прежнему учил детей физике, математике или географии, чтобы они потом пошли к рабочему месту? Или мы хотим воспитать гражданина, который сможет жить в новом обществе и нести ответственность за свою работу, конкурировать в своей области?

– По каким критериям можно определить, какой педагогический институт должен стать базовым центром по подготовке учителей, какой – факультетом классического университета, а какой – остаться прежним?

– Есть, по крайней мере, четыре критерия. Первый — наличие серьезных научных школ, которые проводят исследования как в области фундаментальных наук, так и в области наук о человеке, особенно – о ребенке. Потому что если в вузе нет активной научной деятельности по расширению знаний, то в школе учитель тоже будет создавать консервативную обстановку и находиться в ней спокойно. Будущий учитель должен пожить в творческой атмосфере своего вуза.

Второй критерий – в вузе должны быть специалисты по современным образовательным технологиям и методикам. Потому что учитель, который не владеет современными методами образования, не сможет работать эффективно.

Третий критерий – педагогический вуз должен хорошо знать систему общего образования. Опыт показывает: в тех регионах, где система образования и система подготовки учительских (рабочих) кадров работают согласованно, достигаются гораздо большие результаты. Потому что из знания того, что происходит в школе, строится возможность совершенствовать учебный процесс в вузе.

Четвертый критерий важен для меня особенно. Он заключается в том, что в педагогическом вузе должна быть особая антропоцентричная образовательная среда.

– Что стоит за этим некрасивым словом?

– За ним стоит суть критерия. Скажем, физика — она ведь одна и та же что в классическом, что в техническом, что в педагогическом университете. Но в классическом — студента учат тому, чтобы он видел в физике предмет своей будущей профессиональной деятельности. В техническом вузе его учат тому, чтобы он видел в физике научную основу своей деятельности. А в педагогическом – что это есть не предмет для собственной деятельности, а инструмент для развития ученика. Словом, надо смотреть, какому педагогическому вузу не хватает того или иного компонента успеха, а потом принимать решение о его будущем. Может быть, надо наращивать научный компонент, может быть, действительно, его надо присоединять к какому-то другому вузу.

Но я убежден, что административное решение такой проблемы (ликвидировать – присоединить) менее эффективно, чем использование современных информационных технологий для компенсации недостающих компонентов в том или ином вузе. Назвать вуз факультетом можно. Но при этом там останутся те же кадры, та же материальная база, а у ректора вуза прибавится обязанностей и головной боли.

Я вижу выход в том, чтобы в стране были созданы федеральные сетевые научно-иследовательские педагогические университеты. Тогда в оперативном режиме можно будет передавать в периферийные учебные заведения все новации, организовывать повышение квалификации преподавателей, повышать их мобильность и мобильность студентов. Есть и другой вариант решения проблемы качества подготовки учителей: классические университеты на периферии присоединить к педагогическим вузам.

– Сколько в России вузов, которые готовят учителей?

– Около 50-ти педагогических вузов. Но педагогов готовят сегодня около трети всех вузов страны. В Санкт-Петербурге, например, медицинские вузы готовят учителей по психологии, технические – по информационным технологиям.

– В последнее время много говорится о том, что российская система школьного образования — это система пассивного воспроизводства знаний. Мол, я – учитель, ты – ученик. Значит, я умнее, а твое дело – запоминать и пересказывать. При этом дети сначала ходят в детский сад в типовом спальном районе, потом – в типовую школу, где их учат по типовым программам. А потом общество удивляется тому, что молодежь пассивна...

– Информационное общество во многом изменило субординацию учителя и ученика. Сегодня ученики, особенно старшеклассники, знают больше учителей, поскольку используют разные источники знаний, в том числе Интернет. Они в большинстве своем лучше владеют "мировой паутиной", чем их преподаватели. Особенно, учителя старшего поколения. Потому я считаю, что перемены нужны, прежде всего, в вузах, которые готовят учителей. Надо изменить государственный заказ на педагогов. Новое время и рыночные отношения требуют, чтобы учителя занимались не консервацией знаний, а их воспроизводством. Студент-будущий преподаватель должен сам на разных этапах выбирать образовательные программы и предметы. При этом меняется положение профессора, значение библиотеки, управление учебным процессом в вузе.

– Ваш университет победил в общероссийском конкурсе инновационных образовательных программ. Сколько их и в чем их суть?

– В большинстве вузов, которые готовят учителей, сложился стереотипный подход к образованию. В результате не видны конкретные проблемы конкретных школ, которые работают, например, в далеком селе, в районном центре, в отдельном регионе, например, в Сибири или на Кавказе. При таком подходе не видны и проблемы конкретных детей. Понимая эту ситуацию, специалисты нашего университета разработали гуманитарную технологию. Она состоит более чем из 40 модулей, которые учитывают конкретные условия школ и особенности детей. В этих модулях прописаны не только компетенции, но и способы их достижения: как работать в классе, где учатся дети разных национальностей; как общаться с учеником, у которого трудности в семье; как работать в частной школе, куда приходят дети хорошо обеспеченных родителей и т.д.

– Вы неоднократно говорили, что нет ничего хуже, чем учиться у крепостного. Вы имели в виду российского учителя?

– Я имел в виду недавнее положение большинства российских учителей, которые получали унизительно низкую зарплату, которым в вузах внушали престижность их профессии, а на деле они находились внизу социальной лестницы. Я убежден, что учитель в унизительном положении передает свое состояние ученикам. Тот факт, что сегодня государство на деле поднимает социальный статус учителя, положительно скажется и на учениках. Что касается уровня учительских зарплат и пенсий, то, надеюсь, что в Год учителя общество еще раз обратит внимание на эту проблему и будет ее решать.

А в Санкт-Петербурге, например, ее уже во многом решили: усилиями губернатора учителям повысили зарплату почти в три раза. В итоге в школы пошли молодые специалисты. Более того, если раньше петербургским школам постоянно не хватало около 2 тыс. учителей разных предметов, то сегодня все вакансии заполнены. А в некоторых школах возник конкурс на место учителя.

Неонилла Ямпольская

Геннадий Алексеевич Бордовский — академик РАО, доктор физико-математических наук, профессор, ректор РГПУ им.А.И. Герцена. Область научных интересов – "Теория и методика профессионального педагогического образования". Является инициатором и идеологом реформирования педагогического образования России в условиях перехода к рыночной экономике. Возглавляет учебно-методическое объединение вузов по направлениям педагогического образования. Бордовским была предложена и реализована в рамках развития РГПУ имени Герцена концепция педагогического университета как вуза нового типа. Он является одним из инициаторов разработки концептуальных основ и построения внутривузовской системы обеспечения качества образования.

Активный участник разработки концепции современной учебной литературы и подготовки серии учебников и учебных пособий в области физики и информатики. Ведет активную работу по поддержке педагогического образования как общероссийской системы в рамках участия в "Российском общественном совете по развитию образования" (РОСРО), Северо-Западном отделении Российской академии образования, Общественном Совете при губернаторе Санкт-Петербурга, аккредитационной коллегии Рособразования и др. По проблемам высшего профессионального образования опубликовано более 200 работ. Подготовил 20 кандидатов и 9 докторов наук из числа российских и зарубежных граждан.

источник: Росбалт