Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/1260.html (версия для печати)

  Дискуссии

Увеличительное стекло ЕГЭ

17 ноября 2009 21:17

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Фото с сайта http://rosmu.ru
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Фото с сайта http://rosmu.ru
Справка STRF.ru:
По данным ВЦИОМ, число сторонников проведения Единого государственного экзамена (ЕГЭ) среди учителей увеличилось с 54 до 58 процентов (с июня по август 2009 года), среди выпускников — с 39 до 44 процентов, среди их родителей — с 37 до 43 процентов

Главное достоинство ЕГЭ, по мнению министра Андрея Фурсенко, в том, что с его введением проявились многие закамуфлированные проблемы образовательной сферы. Единый госэкзамен оказался тем увеличительным стеклом, сквозь которое была получена достаточно полная и не во всём лицеприятная оценка российской системы образования, причём как её среднего, так и высшего уровней.

О ЕГЭ

Каковы, на Ваш взгляд, главные итоги введения ЕГЭ. Как изменятся в следующем году правила приёма в вузы?

— Главный итог заключается в том, что российское образование успешно восприняло введение новой, более объективной системы оценки качества знаний выпускников школ. В целом, экзамены прошли достаточно спокойно, несмотря на некоторые алармистские прогнозы.

По данным независимых социологов, около 90 процентов ребят поступили в тот вуз, в который хотели, или даже в лучший. Поэтому и со стороны школьников и их родителей, и со стороны учителей растёт число сторонников новой формы экзаменов. Поддержка ЕГЭ со стороны тех, кто непосредственно связан с системой образования, является для нас крайне важной. Думаю, что постепенно, когда всё большее число граждан непосредственно пройдёт через ЕГЭ и будет опираться не на мифы, а на действительность, внимание общества сместится с самого экзамена на те реальные проблемы, которые он выявил.

При этом достаточно большим оказалось количество учеников, которые не справились с испытанием, — знаний почти 30 тысяч выпускников не хватило, чтобы преодолеть минимальный порог экзаменов по русскому языку или математике. И хотя эти ребята, не получив аттестат, имеют возможность продолжить обучение в учреждениях начального и среднего профобразования, а кроме того — могут лучше подготовиться и пересдать ЕГЭ через год, для нас это ещё один сигнал о том, что подготовка в школе нуждается в серьёзном улучшении.

Единый госэкзамен предоставил обществу достаточно полную картину того, куда стремятся поступать выпускники школ. У нас есть серьёзный перекос между специальностями. Например, физику в России сдавало всего 22 процента от числа выпускников. В некоторых регионах сами учителя уговаривали ребят не сдавать экзамены по естественно-научным предметам, чтобы не снижать общую оценку. Это материал для размышлений об организации подготовки и сдачи ЕГЭ.

В ближайший год нам предстоит в полной мере учесть и реализовать тот потенциал, который удалось накопить после первого года проведения Единого госэкзамена в штатном режиме. Получена уникальная база данных и о качестве подготовки школьников, и об уровне квалификации учителей, и о коррупционности региональных систем образования. Теперь надо не просто обработать этот материал, но использовать его для улучшения школы. Замечу, что это не может быть разовым мероприятием. Это процесс. Мы начинаем новый этап, несмотря на экономические и демографические трудности.

Что касается изменений, которые могут быть внесены в порядок приёма, то я считаю, что высшие учебные заведения должны максимум внимания уделять своей "рекламе". В этом году мы впервые в нашей истории опубликовали проект правил приёма в вузы в сентябре, и в течение месяца проходило активное общественное обсуждение его положений. В целом, глобальных изменений в правилах приёма по сравнению с этим годом не будет. По ряду спорных вопросов была выработана единая позиция. В частности, в 2010 году будет сокращено количество этапов приёма с трёх до двух, вузы смогут устанавливать минимальный порог баллов не только по профильному, но по каждому из экзаменов, уменьшится доля целевиков с 30 до 20 процентов. Мы также предполагаем разрешить абитуриентам подавать документы одновременно не более чем в пять вузов на три специальности в каждом. Порядок поступления в вузы по результатам ЕГЭ планируется утвердить уже в октябре текущего года.

ЕГЭ позволил понять, как через 5-10 лет будут обеспечены квалифицированными специалистами различные секторы экономики. Если почти никто не идёт в инженерные науки, у нас не будет хороших специалистов на заводах и в КБ. Если педагогику выбирают не отличники, а "глухие троечники", значит, проблемы со средней школой будут продолжаться

А каковы главные уроки введения ЕГЭ?

— Единый госэкзамен оказался тем увеличительным стеклом, сквозь которое стали хорошо видны все проблемы российского образования. Мы получили достаточно полную, правдивую и, отчасти, к сожалению, нелицеприятную оценку образовательной системы. Причём оценку на всех уровнях: от школы до подготовки специалистов.

Кроме того, единый экзамен позволил понять, какие перспективы имеют те или иные секторы развития экономики. Мы увидели, куда идут учиться сильные выпускники. И можем сказать, в какой степени различные секторы экономики будут обеспечены квалифицированными специалистами через 5—10 лет. Самый низкий средний балл для поступивших был на направлениях "сельское и рыбное хозяйство" (45 баллов), "металлургия, машиностроение и металлообработка" (52) и "образование и педагогика" (53). При этом первое место разделили "гуманитарные науки" и "здравоохранение" (69 баллов), за ними идёт "сфера обслуживания" (68 баллов).

Если почти никто не идёт в инженерные науки, у нас не будет хороших специалистов на заводах и в КБ. Если сегодня отличники не выбирают педагогику, это значит, что проблемы со средней школой будут продолжаться. Результаты ЕГЭ показали: в педвузы в основном поступают "глухие троечники". И это обидно, ведь положение учителя за последние годы очень сильно изменилось. Сельский педагог сегодня — человек относительно обеспеченный, потому что один из немногих в селе имеет стабильное бюджетное финансирование. Да и в большом городе педагог с зарплатой на уровне 20—30 тысяч оказался защищённым в условиях кризиса.

Люди, которые будут отвечать за проверку знаний ребят в следующем году, должны делать это более качественно, более ответственно. Мы приняли кадровые решения по ряду руководителей органов образования в регионах. Некоторых уже заменили, некоторые будут заменены в ближайшее время

Вообще, главное достоинство ЕГЭ в том, что очень много закамуфлированного стало очевидным. Новый экзаменационный порядок показал непопулярность технических, педагогических и аграрных вузов: именно на этих направлениях наибольший недобор студентов, да и уровень подготовки будущих специалистов также оставляет желать лучшего.

Каким образом планируется совершенствовать ЕГЭ?

— За счёт максимально объективной информации из всех источников, включая прессу. Первый год применения ЕГЭ как раз и показал именно это. Ведь на сегодняшний день все люди, которые приняли участие в ЕГЭ, качественно изменили своё отношение к нему. Об этом говорят результаты работы всех трёх наших ведущих агентств по опросам общественного мнения. То есть начинают прозревать те, кто столкнулся с ЕГЭ в реальности, а не по рассказам.

В первый год введения ЕГЭ возникло много организационных сложностей. Мы уже сегодня приняли целый ряд кадровых решений по ряду руководителей органов образования в регионах. Некоторые из них заменены, некоторые будут заменены в ближайшее время.

Мы хотим, чтобы люди, которые будут отвечать за проверку знаний ребят в следующем году, делали это более качественно, более ответственно.

Будет ли проводиться проверка успеваемости первокурсников на предмет соответствия их знаний результатам ЕГЭ?

— В семи российских вузах с участием Рособрнадзора провели контрольные работы с использованием методики ЕГЭ. Всего в проверке приняло участие около двух тысяч первокурсников. Главный вывод — эффективность и объективность Единого экзамена подтвердились. Подавляющее большинство ребят свои результаты повторили. Если брать средний балл, то он, естественно и вполне предсказуемо, был примерно на 10 процентов ниже, чем во время собственно экзамена. Для ребят эта проверка не могла иметь каких-либо последствий, да и за три летних месяца много информации подзабылось. В целом, я считаю, что надо жёстче подходить к оценке знаний в течение всего периода учебы, тогда общество будет получать более качественных специалистов. Тех, кто не справляется, независимо от оснований поступления (ЕГЭ, олимпиады или другие льготы), надо просто-напросто отчислять.

Об олимпиадах

В прошедшем году было проведено 120 вузовских олимпиад школьников, в которых приняли участие 423 604 человека. Это фактически половина выпуска одиннадцатых классов. На Ваш взгляд, следует ли корректировать количество олимпиад, по результатам которых абитуриенты смогут поступать в вузы? И необходимо ли ужесточить требования по их проведению?

— Вопросы проведения вузовских олимпиад являются зоной полной ответственности ректорского сообщества. То, что не все вузовские олимпиады в этом году подтвердили свой уровень, Союз ректоров уже признал. В следующем году их общее число уменьшится на четверть, со 120 до 87. Думаю, что качество олимпиад нужно безусловно повышать, чтобы не дискредитировать замечательную идею развития олимпийского движения.

Сейчас создаётся система прикладного бакалавриата. Она позволит учащимся техникумов получать диплом о высшем образовании и иметь более высокий уровень подготовки, которая требуется на современных предприятиях

О прикладном бакалавриате

Какова судьба техникумов и ПТУ? Если мест в вузах станет больше, чем абитуриентов, все пойдут получать высшее образование.

— Для нас крайне важно поднять на современный уровень подготовку кадров в системе начального и среднего профессионального образования. Только тогда удастся решить многие проблемы не только высшего образования, но и российской экономики в целом.

В рамках нацпроекта мы уже серьёзно вложились в развитие нескольких сотен техникумов, училищ, колледжей и лицеев. Деньги, которые были направлены в эту сферу, работают очень хорошо — и программы реализуются серьёзные, и работодатели стали вкладывать в систему существенные деньги, сопоставимые с бюджетными. Благодаря тесной связи с работодателями, студенты знают, что их не только нормально научат, но и устроят на работу.

Глобальных изменений в правилах приёма в вузы в следующем году не будет. Но сократится количество этапов приёма с трёх до двух, вузы смогут устанавливать минимальный порог баллов не только по профильному, но по каждому из экзаменов, уменьшится доля целевиков с 30 до 20 процентов

Ещё одно направление развития: интеграция техникумов с вузами. Скажем, в Комсомольске-на-Амуре на базе авиационного завода выстраивают систему, в которой помимо технического университета есть техникумы. Уже подписан приказ, и в ближайшее время мы запустим эксперимент по введению технического бакалавриата примерно в 30 учебных заведениях.

То есть вводится новый тип образования — между высшим и средним?

— Да, создаётся система прикладного бакалавриата. Она позволит ребятам, учась в техникуме, получать диплом о высшем образовании и иметь более высокий уровень подготовки, которая сегодня требуется на современных предприятиях, имеющих инновационное оборудование.

О развитии высшего образования

К чему должны привести реформы высшей школы?

— Я считаю, что постепенно мы должны прийти к полной независимости вуза, вплоть до права на присуждение учёных степеней. Это ведь не только право, но и огромная ответственность, потому что стандарты таких университетов ни в коем случае не должны быть ниже государственных.

Мы сейчас думаем над тем, какой станет структура высшей школы в ближайшие пять-десять лет. В основе системы — два общепризнанных лидера: Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты. Далее следует до десяти федеральных университетов, образующих сеть и решающих задачи социально-экономического развития ряда регионов. Плюс сеть из 20—25 национальных исследовательских университетов (сегодня их отобрано 14). В целом, эти вузы призваны стать основой для развития высшей школы в России.

Какова судьба тех вузов, которые не получат статус федерального или исследовательского университета? Какие есть планы по реорганизации вузовской системы?

— За 90-е годы сеть вузов неимоверно разрослась. Работает огромное количество вузов, ещё большее количество филиалов. В настоящее время в России работает 687 государственных вузов и 665 негосударственных. И проблема в том, что многие вузы не предоставляют качественного образования и не обеспечены студентами, что связано с демографическим спадом.

Оптимизация вузовского сектора во многом объективно назрела в связи с демографической ситуацией. Если в 2006 году школы закончили около 1,3 миллиона потенциальных студентов, то в 2009 году их стало уже 900 тысяч, а через два года, как ожидается, в России будет всего 700 тысяч выпускников одиннадцатых классов.

Особенно большие нарекания со стороны работодателей и образовательного сообщества вызывает деятельность ряда филиалов вузов и негосударственных учебных учреждений. В связи с низким качеством образования возникает необходимость оптимизации сети. Но в данном случае речь не идёт о том, чтобы административным способом сократить число высших учебных заведений. Мы не должны быть в плену цифр. Необходимо заботиться о том, чтобы сеть была эффективна как в условиях демографического спада, так и в условиях экономического кризиса.

Некоторые вузы готовы взять на учёбу кого угодно, лишь бы пришли деньги. Такая позиция антигосударственная и антисоциальная. Их выпускников ждут большие проблемы: когда закончится учёба и они придут на работу, им станет ясно, что ничего, кроме потерянных денег и времени, они не имеют

К сожалению, некоторые вузы, дающие, мягко говоря, не самое лучшее образование, занимают сегодня недобросовестную позицию и готовы взять на учёбу кого угодно, лишь бы пришли деньги. Такая позиция, с моей точки зрения, антигосударственная и антисоциальная. Впереди у этих ребят большие проблемы и сложности, объективно говоря, у них жизнь может быть поломана. Когда закончится учёба и они придут на работу, им станет ясно, что ничего, кроме потерянных денег и времени, они не имеют. А именно к этому могут привести сегодняшние разговоры о том, что мы не должны поднимать требования к качеству преподавания и не должны усиливать входной контроль в высшую школу.

У нас сегодня очень много обладателей дипломов о высшем образовании. Но качество этих дипломов, знаний их обладателей, будем говорить откровенно, совсем не того уровня, который требуется для эффективной экономики.

Ещё до начала нынешних экономических проблем в Концепции долгосрочного развития страны до 2020 года — важнейшем стратегическом документе, принятом Правительством РФ, — была поставлена задача — резкое, качественное повышение производительности труда. И сегодня эта задача стала ещё более актуальной. Люди, которые способны продемонстрировать высокую эффективность, без работы не остаются. А для этого нужна сильная система профессионального образования.

В чём принципиальное различие между федеральными и исследовательскими университетами?

— Если для федеральных университетов первостепенное значение имеет реализация социально-экономических задач для того или иного региона России, то исследовательские университеты должны синтезировать две составляющие — образовательную и научную. Мы видим, что вузы, получив новый статус, заметно повышают качество программ, разрабатывают совершенно новые перспективные направления, поднимают квалификацию преподавательского состава. Естественно, в обоих случаях речь идёт о востребованности выпускников, их конкурентоспособности.

В выигрыше — конкретный студент, который получает образование высокого качества и сможет самореализоваться в жизни. Из таких успешных "крупиц" складывается успех всей страны.

Сколько предполагается создать федеральных университетов? Какова их миссия?

— В настоящее время созданы два таких вуза: в Южном и Сибирском округах. Ещё планируется создать федеральные университеты в Северо-Западном, Уральском, Приволжском и Дальневосточном федеральных округах. От вузов и регионов к нам поступило уже свыше 30 заявок на участие в проекте.

Уникальный статус федеральных университетов гарантирует им широкую самостоятельность в финансовой сфере и при выборе образовательных программ. Их ректоров и программы развития утверждает Правительство России.

Создание федеральных университетов — это крупный инвестиционный проект. Но надо сознавать, что господдержка будет направляться не на "кормление", а на развитие этих вузов. При этом объём софинансирования составит до 30—40 процентов от общих инвестиционных расходов. За время, пока будет оказываться господдержка (пять лет), материально-техническую базу, содержание и технологии основной деятельности вузов удастся вывести на качественно новый уровень. То есть будет сформирован потенциал дальнейшего развития университетов.

Создание национальных исследовательских университетов — также крупный и значимый проект в сфере высшего образования. Как он будет реализовываться и каких результатов ожидает министерство от этого проекта?

— Действительно, несмотря на все социально-экономические сложности, мы продолжаем реализацию нацпроекта "Образование". В числе его приоритетных мероприятий в 2009 году — начало конкурсной поддержки национальных исследовательских университетов. Их задача — обеспечивать высокий уровень обучения, образования и научных исследований, в том числе в интересах промышленности. Для поддержки 14 учреждений из федерального бюджета в этом году выделено три миллиарда рублей.

На сегодняшний день все люди, которые приняли участие в ЕГЭ, качественно изменили своё отношение к нему. Об этом говорят результаты работы всех трёх наших ведущих агентств по опросам общественного мнения. То есть начинают прозревать те, кто столкнулся с ЕГЭ в реальности, а не по рассказам

НИУ должны обеспечивать не только очень высокий уровень образования, но и высокий уровень исследовательских работ. Одновременно, благодаря высокому потенциалу, им удастся привлечь дополнительные деньги от промышленности, от бизнеса. Мы также надеемся, что они будут гораздо более тесно интегрироваться с академическими институтами. Это будут институты, вокруг которых мы хотели бы обеспечить концентрацию самых сильных молодых исследователей.

Важно то, что 14 национальных исследовательских университетов были выделены на основе объективных конкурсных процедур при достаточно жёсткой конкуренции. Уверен, что лидеров невозможно назначить, их нужно выявлять по конкурсу. В рамках нацпроекта "Образование" конкурсы уже сыграли огромную роль в развитии высшей школы. В 2000-х годах государство достаточно сильно увеличило вливания в высшее образование, как бы компенсируя то недофинансирование, которое было в 90-х. Существенно увеличилось бюджетное финансирование. Если сравнивать с 2004 годом, то в целом финансирование выросло почти в 3,5 раза. Но, несмотря на столь значительный рост, качество образования и уровень научных исследований в высшей школе заметно не выросли.

Сегодня наступил момент, когда нужно переходить от количественного увеличения к качественному. Равномерности быть не должно. Необходимо лучше поддерживать тех, кто сильнее. Поэтому при оптимизации сети вузов важно добиться реального конкурсного распределения денег.

Тем не менее, важно отметить изменение финансово-экономических механизмов. Мы освоили проектный подход. Поначалу очень сложно было организовать расходование средств. И это было связано не только с недостатками №ФЗ-94, но и с тем, что мы отвыкли распоряжаться большими деньгами. За время реализации нацпроекта этот психологический барьер удалось преодолеть. Мы готовы к большим инвестициям и готовы к их эффективному использованию.

Значит, именно исследовательские университеты должны стать оплотом науки?

— Думаю, что в ближайшие 5—10 лет альтернативы институтам Академии наук нет. Но высшая школа может и должна быть на научном поле равноправным игроком, особенно в прикладных исследованиях. Есть несколько десятков университетов, которые вполне готовы выступать как серьёзные участники исследовательского процесса.

В ближайшие 5-10 лет альтернативы институтам Академии наук нет. Но высшая школа может и должна быть на научном поле равноправным игроком, особенно в прикладных исследованиях

О малых предприятиях

Помимо создания сети исследовательских университетов, каким образом планируется усилить интеграцию науки и образования?

— Система образования в России находится на достаточно высоком уровне развития, однако он недостаточен для того, чтобы совершить прорыв в отечественной науке и в инновационном развитии. Главной причиной этого является, в первую очередь, не отсутствие материально-технической базы, а недостаток инициативы и неготовность взять на себя ответственность за реализацию проектов и собственных идей. Только 16 процентов преподавателей ведут исследования. Менее чем у 10 процентов вузов есть исследовательский бюджет, превышающий 50 тысяч рублей в год на одного преподавателя. Российские университеты выпали из международных рейтингов, их места заняли китайские вузы. На исправление ситуации направлены не только создание национальных исследовательских университетов, но и формирование инновационного пояса у вузов. В этом году мы всерьёз взялись за реализацию данного проекта. Уверен, что малые предприятия при высших учебных заведениях существенно помогут инновационному развитию нашей экономики.

Недавно был принят долгожданный закон, позволяющий вузам и НИИ создавать хозяйственные общества. Каковы перспективы и сложности при его реализации? Как Вы оцениваете инновационный потенциал российских вузов?

— В настоящее время по всей стране свыше 180 высших учебных заведений готовы, по их заявлениям, к созданию малых инновационных предприятий в рамках реализации данного закона. Предполагается организация более 2,5 тысяч малых предприятий и 30 тысяч новых рабочих мест. В настоящее время министерство работает над созданием методических документов и проводит активную работу с вузами для оказания помощи в запуске этого процесса.

Инициатива по созданию малых предприятий при вузах и НИИ даёт новый толчок для построения инновационной экономики.

Малые предприятия при вузах позволят включить в экономический оборот те инновационные разработки, которые имеются в высшей школе

Что касается возможных трудностей его исполнения, то они могут быть связаны с тем, что в некотором смысле этот подход противоречит бюджетному законодательству России. Если исходить из традиционной экономики, то любые исключения в действующем правовом поле не приветствуются. Но если пытаться строить инновационную экономику, то абсолютно ясно, что требуются принципиально новые шаги. И принятие данного закона — именно такой шаг.

В условиях мирового финансового кризиса резко возрастает необходимость продвижения инновационных проектов и создания при высших учебных заведениях малых предприятий. При этом очень многое зависит от человеческого капитала, от образованности и энергичности молодых людей. Поэтому, с одной стороны, нужно улучшить качество образования. А с другой, повышать уровень ответственности каждого человека. Каждый должен понимать, что никто его всю жизнь не будет кормить с ложечки кашей.

В сложные времена, когда мы должны поменять и экономику, и образ жизни, особую роль играет малый бизнес. У него гораздо меньше инерции, он быстрее реагирует на перемены. Кроме того, он хорош тем, что может перерасти в крупный бизнес. Думаю, что малые предприятия при вузах позволят включить в экономический оборот те инновационные разработки, которые имеются в высшей школе. Кроме того, это ещё один путь для молодых ребят начать свою карьеру и стать независимыми.

Впервые интервью было опубликован в журнале "Контекст" "Единая Россия". Концепция действия.

Константин Киселёв

источник: STRF