Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/1187.html (версия для печати)

  Дискуссии

G-7 прекращает свое существование

25 сентября 2009 16:11

Президент США Барак Обама. Фото с сайта www.uralpolit.ru
Президент США Барак Обама. Фото с сайта www.uralpolit.ru
Президент Обама объявит в пятницу о том, что "Большую семерку", некогда элитный клуб богатых промышленных стран, заменит на постоянной основе в качестве глобального экономического форума другое образование с более широким составом – "Большая двадцатка". В состав G-20 входят Китай, Бразилия, Индия и другие страны, демонстрирующие высокие темпы развития. Об этом в четверг сообщили представители американской администрации.

Это решение отражает возрастающее значение Азии и некоторых стран Латинской Америки в мировой экономике. Их роль стала особенно заметной после того, как банковские системы США и многих европейских стран были поражены экономическим кризисом, начало которому положила невоздержанность на американском рынке ипотеки.

На протяжении более чем трех десятилетий главным мировым экономическим форумом была G-7. В ее состав входили США, Британия, Канада, Франция, Германия, Италия и Япония. В годы президентства Клинтона в "Большую семерку" начали постепенно включать Россию – не из-за значимости ее экономики, а вследствие необходимости интегрировать ее в западную систему.

По словам представителей администрации президента США, G-8 будет по-прежнему собираться дважды в год и обсуждать вопросы безопасности. Однако с практической точки зрения G-8 станет чем-то вроде "обеденного клуба", заседания которого будут прелюдией к работе более широкой группы. Эта группа и станет занимать экономическими вопросами, которые на протяжении трех десятилетий были прерогативой "Большой семерки".

Впрочем, нынешний саммит G-20 (19 стран + ЕС), хозяином которого является Обама, лишь подчеркивает, что неравенство между элитной группой западных (в первую очередь) держав и массой бедных стран сохраняется. Что бы ни говорил Обама о необходимости более активно задействовать страны вроде Бразилии или Китая в экономических процессах, главной темой встречи в Питтсбурге все равно остается финансовый кризис, который начался в США и по-прежнему поглощает мысли однокашников по G-7.

Едва ли официальной темой дискуссий на саммите станет то, что особенно беспокоит развивающиеся страны, а именно снос торговых барьеров в таких политически чувствительных сферах, как сельское хозяйство.

В повестке дня, скорее, окажутся предложения ужесточить требования к капитализации финансовых институтов, ограничить бонусы банковским менеджерам, устранить дисбаланс между готовыми скупать все до упаду странами-импортерами, такими как США, и монстрами-экспортерами, т.е. Китаем, Германией, Японией.

Когда Обама участвовал в своем первом саммите G-8, создалось впечатление, что он сомневается в пользе этого форума для решения мировых проблем. Тогда же его помощники охарактеризовали встречи "Большой восьмерки" как промежуточную станцию на пути между заседаниями G-20.

Советник американского президента по экономическим вопросам Майк Фроман, в частности, заявил: "Для нас это средняя точка между лондонским и питтсбургским саммитами G-20".

Энергично обсуждаются иные форматы встреч и количество их возможных участников: 8 стран, 19 стран, некое промежуточное число участников.

Сторонники малого круга участников считают, что такой формат стимулирует тесные связи, дружбу между странами, которая становится очень важной и значимой, когда внутри группы или же вне группы, в двусторонних отношениях, возникает напряжение. Они также указывают на те сложности, которые неизбежно возникают при попытке достичь согласия между 20 странами с разными экономическими системами по вопросам валютного курса или другим финансовым проблемам.

Сторонники широкого круга, в свою очередь, утверждают, что у развивающихся стран и того значительного сегмента населения земного шара, который они представляют, должно быть право сидеть за общим столом и участвовать в дебатах не только по экономическим вопросам, но и по вопросам окружающей среды, в том числе и климатических изменений.

Представители администрации Обамы утверждают, что американская сторона будет говорить о "глобальном дисбалансе", вызванном широкой экспансией системы глобальной торговли. Однако представители европейских и азиатских стран, собравшиеся в Питтсбурге, не уверены в том, что Обама действительно поддержит идею более свободной торговли. Он и его экономические советники постоянно предупреждают о том, что увеличение торговых пошлин не способствует выходу из кризиса.

Однако мировые лидеры, отмечая, что слова Обамы не всегда совпадают с его действиями, гадают: является ли американский президент сторонником свободной торговли или же протекционистом?

Менее чем 2 недели назад Обама спровоцировал спор с Китаем после того, как США ввели довольно значительные пошлины на импорт китайских автомобильных шин. Китайская сторона осудила эти действия и пригрозила ответить новыми пошлинами на ввоз американских кур.

Представители европейских стран, в свою очередь, жалуются на то, что США пока так и не включились в работу по подготовке нового договора, призванного устранить препятствия для торговли в области сельского хозяйства и сфере услуг.

Эта инициатива – один из приоритетов для таких стран, как Бразилия, чьи лидеры превратились в значимых новых игроков на мировой арене.

"Введение Обамой новых пошлин на ввоз шин делает очевидным все лицемерие разговоров о торговле, – считает Фред Бергстен, директор Института международной экономики Питерсона. – Думаю, другие страны обойдутся с США жестоко. И США это вполне заслужили".

Несмотря на решение о пошлинах на китайские шины, администрация Обамы активно избегает экономических споров с Китаем. На протяжении многих лет американские власти на международных форумах жаловались на то, что Китай искусственно занижает стоимость своей национальной валюты, чтобы продукты китайского экспорта имели превосходство в цене.

В четверг министр финансов США Тимоти Гайтнер даже не упомянул о проблеме курса юаня. Он похвалил Китай за то, что тот в ответ на вызов финансового кризиса стимулировал внутренний спрос при помощи одной из самых "агрессивных" программ в мире. "Если мы обратим внимание на то, что произошло в Китае, мы увидим их значительные старания по увеличению внутреннего спроса", – заявил Гайтнер.

Однако Обама преимущественно сохраняет молчание по поводу конкретных мер, направленных на реформу торговли, особенно если это касается "политических" вопросов, например, пошлин на импорт сельскохозяйственной продукции в США.

Одна из причин, по которым США не хотят идти на уступки, заключается в том, что идея свободной торговли непопулярна среди американских профсоюзов. Между тем, профсоюзы – надежный электорат демократов. Это особенно важно сейчас, ведь именно профсоюзы наиболее активно поддерживают идею реформирования системы медицинского страхования, которую пытается воплотить в жизнь Обама.

Шеррод Браун, сенатор-демократ из Огайо и один из ведущих критиков действующих американских торговых соглашений, провел на этой неделе пресс-конференцию и заявил на ней, что лидеры G-20 в Питтсбурге должны поддержать торговые нормы, которые будут усиливать или поддерживать промышленные компании. "У лидеров G-20 есть возможность разъяснить всем, что торговые пошлины и другие правительственные меры такого рода не являются протекционистскими", – заявил Браун.

Объемы мировой торговли существенно сократились прошлой осенью, когда многие страны мира погрузились в омут рецессии, беспрецедентной по своей глубине за последние десятилетия. Потребители в США и других богатых странах урезали свои расходы, в результате чего в экономике стран-экспортеров, таких как Япония и Китай, произошел резкий спад.

Ситуацию дополнительно ухудшило то обстоятельство, что кредитные рынки находились в замороженном состоянии, и торговые компании не могли финансировать даже рутинные сделки.

Финансовые власти успокаивают, заявляя, что экономический кризис не породил цепную реакцию протекционистских ограничений со стороны стран, желающих защитить собственных производителей.

При этом правительства многих стран мира без особого энтузиазма относятся к нынешним попыткам заключения нового торгового соглашения, призванного открыть новые рынки. Торговые переговоры в Дохе, начатые в 2001 году, прекратились несколько лет назад, и сторонники этой инициативы до сих пор не могут придать ей новый импульс.

Глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу призвал в четверг богатые страны завершить переговоры по новому соглашению как можно скорее. В свою очередь, президент Бразилии Луис Инасио Лула да Силва на этой неделе говорил о том, что новое торговое соглашение "существенно ускорит восстановление мировой экономики".

Однако эксперты по торговле отмечают, что никакое новое соглашение не возможно без серьезной заинтересованности США в его заключении. Финансовые власти других стран считают, что молчание администрации Обамы свидетельствует о ее неготовности пойти на этот шаг.

Эдмунд Эндрюс

источник: Независимая газета