Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/1178.html (версия для печати)

  Дискуссии

Время креатива

21 сентября 2009 17:31

Искусствовед Елена Зеленцова. Фото Игната Соловья с сайта www.strf.ru
Искусствовед Елена Зеленцова. Фото Игната Соловья с сайта www.strf.ru
В постиндустриальном обществе деятельность, основанная на творчестве и интеллекте, определяет развитие экономики и становится важнейшей движущей силой прогресса. У России богатейший творческий потенциал, но креативному слою населения не хватает инфраструктуры для самореализации, предпринимательского опыта и сплочённости.

В конце ХХ века специалисты из самых разных областей обратили внимание, что на развитие городов и целых стран большое влияние стали оказывать сферы деятельности человека, связанные с творчеством. Социологи и экономисты, культурологи и руководители регионов отмечали связь роста экономики с производством продуктов и услуг с креативной и интеллектуальной составляющей. Произошло это из-за товарного насыщения развитых стран, а также роста благосостояния и среднего уровня образования населения. У людей появился выбор, стало больше денег и, по сравнению с XIX веком, больше свободного времени. Они стали требовательнее к эстетике товаров и услуг, стали готовы платить за то, чтобы их развлекали, отвлекая от служебных и бытовых проблем, возросла потребность в образовании. Таким образом сформировался многочисленный класс людей, живущих заботами о чём-то ещё, кроме сна и еды.

Всё плотнее в нашу жизнь входит техника, растёт количество образовательных программ в учебных заведениях, развивается индустрия досуга. Востребованы туристические предложения и зрелищные мероприятия — концерты, театральные постановки, разного рода шоу, мюзиклы, а также культурно-развлекательные объекты — музеи, парки развлечений. Как следствие, в постиндустриальном обществе различные направления деятельности, основанные на творчестве и интеллекте, перестали зависеть от покровительства богатых людей, привели к появлению доходных бизнесов. Если в середине прошлого века самыми прибыльными предприятиями были ресурсодобывающие или производственные, то к концу столетия в лидеры вышли компании, предлагающие интеллектуальные продукты. В словарь специалистов вошёл термин "творческие индустрии", подразумевающий самую разнообразную деятельность в творческой сфере: создание художественных и музыкальных произведений, моду, кино и ремёсла, издательскую деятельность, рекламу и исполнительские искусства. Часто сюда относят и научную деятельность. Творческие индустрии составляют основу так называемой креативной экономики, и так или иначе толкают все страны мира к созданию условий для развития креативной среды.

У людей появился выбор, стало больше денег и свободного времени. Сформировался многочисленный класс людей, готовых воспринимать что-то, кроме сна и еды

В России о поддержке творческих индустрий начали говорить в начале 2000-х годов — с помощью российско-британского проекта при поддержке Европейской комиссии в Санкт-Петербурге было создано небольшое агентство по развитию творческих индустрий. С 2003 года подобные программы совместно с Советом Европы стала вести московская негосударственная организация Институт культурной политики. Одна из участниц этого проекта, искусствовед Елена Зеленцова в 2004 году создала агентство "Творческие индустрии". Основные направления его работы — изучение и анализ сегодняшней ситуации в сфере креативных индустрий, консалтинговая и образовательная деятельность. Коллектив агентства небольшой, для отдельных проектов ещё приглашаются сторонние эксперты.

Новые цеховые сообщества

В России уже есть творческие центры, во многом похожие на западные масштабные арт-площадки, развившиеся на базе бывших промышленных объектов. За границей это движение началось раньше, и желающим создать многофункциональный "дом для творчества" в своём регионе есть с кого брать пример: Spinnerei в Лейпциге, Lowenbrau в Цюрихе, Kunst-Werke в Берлине, Chelsea в Нью-Йорке, Tate Modern в Лондоне, Fargfabriken в Стокгольме. Когда-то это были мощные фабрики и заводы, но в своё время пришли в упадок и закрылись, а на опустевших площадях поселились маленькие творческие компании, постепенно обживающие брошенную территорию.

В Москве подобные точки стихийно, без всякой поддержки стали появляться с 2002 года: сначала Artplay, затем Фабрика, и Винзавод. Каждый из этих центров уникален, хотя организованы они по общему принципу: это многофункциональные творческие кластеры, объединяющие своей территорией людей креативных профессий и предоставляющие им инфраструктуру для самовыражения и коммуникаций с единомышленниками и обществом. На обширных площадях бывших цехов, подвалов и складов образуются выставочные залы, картинные и фотогалереи, дизайн-студии, мастерские художников и ремесленников, торгово-офисные комплексы, арт-кафе и школы стилистов. Важнейшей чертой таких кластеров является пространство для всевозможных культурных мероприятий: мастер-классов, лекций, презентаций, концертов, благотворительных и рекламных акций, образовательных программ, шоу, просмотров авторского кино. Такая смесь разнородных творческих, торговых и деловых точек даёт посетителям возможность сочетать покупки с просмотром галереи или деловой разговор с участием в мастер-классе. Мировой опыт показывает, что именно такие кластеры, стихийно развившиеся в бывших промышленных объектах, со временем делаются престижными коммуникативными центрами городов. Как следствие, когда-то заброшенные районы становятся модными, меняется облик всего квартала, привлекая туристов и повышая цену недвижимости.

— Мы наблюдаем за новыми творческими площадками и стараемся проанализировать, как их включить в число важных приоритетов городской политики, — рассказывает Елена Зеленцова. — И даже — государственной, как это произошло, например, в Китае. Эта страна как была, так и остаётся "мастерской мира". При этом китайские власти поняли, что чтобы большие города могли стать национальными центрами знаний и инноваций, они должны иметь другое лицо. Знания и инновации — это не только наука и компьютерные технологии. Это также творчество в самом широком смысле слова, всё, что связано с промышленным дизайном, современным искусством, литературой, модой, музыкой и самыми разнообразными культурными явлениями.

Инновационная повестка

Мысль о важности поддержки креативных инициатив "Творческие индустрии" стремятся донести властям разных уровней, в частности, выходят на регионы.

— Нынешний кризис вне всякого сомнения спровоцировал огромный интерес к нашей деятельности. Практически всем стало очевидно: невозможно следовать дальше привычным, устоявшимся экономическим моделям, нужно искать что-то новое, — говорит Елена Зеленцова. — Инновационная повестка стала как никогда востребованной. В ряде городов, где кризис особенно затронул промышленность, привёл к пустующим производственным площадям, обострилась проблема "внутренней утечки мозгов" — люди из регионов стремятся в Москву, чтобы найти себе применение. Как всегда, актуален вопрос досуга молодёжи. Обострилась проблема локальной идентичности: практически нигде нет хороших сувениров, отражающих специфику места. Целый комплекс проблем, вызовов и дефицитов заставляет региональные власти искать новые подходы. Нас начали приглашать на экономические форумы, которые сейчас ежегодно проводит почти каждый уважающий себя регион, чтобы мы рассказали о зарубежном и российском опыте развития творческих индустрий. Власти уже хотят услышать, как с этим можно работать, как это преломляется в экономике, как это можно адаптировать к ситуации на местах.

Кризис показал, что невозможно следовать дальше привычным, устоявшимся экономическим моделям, нужно искать что-то новое. Региональные власти уже хотят услышать, как можно работать с творческими индустриями, как их можно адаптировать к местной ситуации

Чем агентство "Творческие индустрии" может помочь тем, кто стремиться развивать креативные инициативы? Кроме аналитической работы, его сотрудники проводят семинары, публичные лекции, ведут образовательную деятельность

— Аудитория у нас разная, — рассказывает Елена Зеленцова. — Например, в мае этого года на Винзаводе мы проводили семинар только для экспертов и представителей культурных ведомств и региональных властей, и говорили в основном о том, как включать эти направления в стратегии городского и территориального развития. Но также мы проводим публичные лекции и семинары. В будущем году хотим больше привязывать мероприятия к конкретным практикам, делать большие события, представляющие новый творческий опыт и идеи.

В партнёрстве с Винзаводом и Московской высшей школой социальных и экономических наук мы создали образовательную программу магистерского уровня, и уже набрали группу слушателей, которые через год станут дипломированными менеджерами, специалистами в области творческих индустрий, предпринимательства в культуре. Поскольку это программа магистерского уровня, то к нам приходят люди, уже имеющие диплом бакалавра, то есть получившие образование в той или иной области. Нашим студентам мы предложим не просто прослушать лекции, а поработать с конкретными творческими точками, успешно действующими на Винзаводе, сразу вникнуть в практику.

Культура и власть

С практикой — сложно. Каждый регион имеет свои стратегические приоритеты, и, как правило, они связаны с промышленностью или сельским хозяйством. Культура традиционно воспринимается исключительно как дотационный сектор, развивающийся в логике бюджетной сети.

— Надо сказать, что деятельность традиционных культурных институций — бюджетных учреждений — беспокоит сегодня многие региональные власти, потому что не всегда они эффективны, не всегда востребованы людьми, — говорит Елена Зеленцова. — Например, я готова поспорить, что вы не знаете, что на территории Москвы до сих пор действует сеть домов культуры, таких же, как на селе. Они есть в каждом районе! Но ни вы, ни я ни разу не были в своём районном доме культуры. В каком-то селе, где такой центр — единственный очаг культуры, он ещё может быть эффективен, но в большом городе далеко не всегда. А бюджетные деньги туда идут. И многие сейчас думают, как эту систему модернизировать. Говоря шире, сегодня стоит вопрос: как творческих предпринимателей, которые держат маленькие ателье, шьют дизайнерскую одежду, увлекаются веб-дизайном, тех, кто пишет хорошую невостребованную музыку или что-то мастерит, вовлечь в живую культурную жизнь? Как оценить объём такого предпринимательского потенциала, понять, на что можно опереться, и как-то дать всему этому развиваться с пользой?

Я готова спорить, что вы не знаете, что на территории Москвы до сих пор действует сеть домов культуры, таких же, как на селе. Они есть в каждом районе! Но ни вы, ни я ни разу не были в своём районном доме культуры. А бюджетные деньги туда идут

Очевидно, что у креативных людей потребность в "коммерциализации" своего творчества более чем высока: на любом форуме по интересу обязательно найдётся раздел, где обсуждают, как организовать выставку своих фоторабот, открыть магазин по продаже изделий из бересты или создать городской театр кукол. Реализовать такие планы в одиночку непросто. Тем не менее, по всей России немало мест, где это пытаются делать. Например, в Перми креативных горожан сейчас пробуют "вывести из тени", создав для них своеобразную площадку — Музей современного искусства. В Московской области родился проект, получивший широкую известность под названием "Коломенская пастила": работая с музейными коллекциями и собраниями, две девушки нашли старинный рецепт пастилы на основе натурального яблочного сока. Сварив пастилу дома на кухне, они поняли, что старинная сладость — отличный способ актуализировать наследие и привлечь в музей посетителей. Далее культура соединилась с бизнесом: арендовали цех, варят пастилу, на упаковке которой есть рецепт и его история, фрагменты текстов из музейного собрания. А в Самаре из заброшенного Дома просвещения сделали молодёжный центр "Артпропаганда", где можно научиться современному танцу, выставить фотоработы или другое творчество, просто пообщаться с интересными людьми.

— Такие проекты нужно стимулировать, но нужно именно учить людей делать бизнес, потому что заниматься предпринимательством может не всякий, — считает Елена Зеленцова. — Это требует специальных знаний. В Европе очень популярны бизнес-курсы для художников, ведь помимо творчества художник должен уметь как-то взаимодействовать с галеристом, знать свои авторские права, понимать, как оформлять разного рода экономические отношения. Тут, к слову, соединяются интересы ведомств экономики и культуры. Минэкономики смотрит на ту же "Коломенскую пастилу" и говорит: "Это наше ведение, потому что это малый бизнес". А Минкульт говорит: "Нет, это наше, ведь это развитие музейной деятельности". У нас ведомства разделены, а творческое предпринимательство нужно развивать совместно: нужно выявлять эти инициативы, изучать, какие из них наиболее интересны с точки зрения историко-культурного наследия, современной культуры, а с другой стороны — связывать их с бизнесом. Начать хотя бы со свободных площадок для творческого общения, ведь в городах очень мало публичных пространств! Если людям надо встретиться и переговорить, они идут в кафе. В чём уникальность того же Винзавода? Там, помимо выставочных залов, галерей, магазинчиков и офисов компаний, есть внутренний двор — площадь, куда люди выходят просто поговорить. В городах ощущается дефицит таких публичных пространств, отчего страдает городская атмосфера в целом.

Только без разнарядки

Сложность развития креативных индустрий в том, что это не сделать по заданию "сверху". Творчество не терпит строгой организации, отчётности и планирования.

— Как-то я разговаривала о пространстве для творчества с властями одного из регионов, и они сказали: "Мы поняли — нужно выделить дом, покрасить его белой краской и будет арт-кластер", — делится Елена Зеленцова. — Невозможно пинками согнать куда-то творческих людей, не будет там счастья! Задействованы более тонкие вещи. Есть алхимия, магия места. Арт-точки нужно выращивать, а не назначать сверху. Художники и учёные не могут творить с 9 до 18, невозможно приказать кому-то думать или сформировать план научных открытий на ближайший год, эти вещи совершенно не подвержены директивам сверху. Это только барон Мюнхаузен планировал: "14.00 — подвиг".

Креативному классу не хватает осознания себя как части очень большой силы, которая двигает мир вперёд

Чего же сегодня в большей степени не хватает творческим индустриям?

— Развитие креативных направлений должно было включено в число стратегических приоритетов страны на федеральном уровне, нужно дать зелёный свет программам кредитования творческих бизнесов, — перечисляет Елена Валентиновна. — Надо модернизировать систему образования, если мы хотим растить детей не для того, чтобы они стояли у конвейера и механически выполняли одни и те же процедуры, а чтобы, как наш бывший соотечественник, придумали свой Google, нашли нестандартные решения в бизнесе, промышленности, искусстве, культуре, городском развитии. Отношение к культурному наследию тоже нуждается в пересмотре. Оно должно стать ресурсом развития, стратегическим капиталом, на основе которого вырастут современные инициативы.

Однако прежде всего, я считаю, нужна консолидация творческой и интеллектуальной элиты. Чтобы представить значимость той или иной темы для любой власти, нужно сформировать набор удачных примеров. Они уже есть! Теперь нужно сформировать систему аргументации, заручиться достаточным количеством сторонников для развития своих идей. Ричард Флорида в книге "Креативный класс: люди, которые меняют будущее" пишет, что креативному классу (в отличие от рабочего, который, как мы знаем из истории, как-то в конце концов консолидировался) не хватает осознания себя как части очень большой силы, которая двигает мир вперёд. Я была бы очень рада, если бы мы с огромным количеством наших экспертов и партнёров этому смогли способствовать. Мы бы хотели видеть своими единомышленниками и сторонниками как можно больше творческих, интеллектуальных, образованных и известных в стране людей.

Елена Укусова

источник: STRF