Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/1176.html (версия для печати)

  Дискуссии

В двух градусах от катастрофы

18 сентября 2009 16:53

В мире всерьез занялись проблемой изменения климата. Фото Reuters
В мире всерьез занялись проблемой изменения климата. Фото Reuters
Помню, как в 1980-х, будучи совсем еще юношей, я познакомился с известным французским политологом Рэймондом Ароном. Он говорил со мной об опасности политики "благотворного невмешательства". Опасность заключалась в том, что недостаток внимания способен погубить самые хорошие намерения. Сейчас мы сталкиваемся с точно такой же опасностью по отношению к изменению климата.

Менее чем через три месяца на саммите ООН в Копенгагене будет принято решение, которое определит будущее нашей планеты. Однако копенгагенскому соглашению грозит опасность, и самая большая опасность состоит в том, что, расставляя приоритеты между восстановлением экономики, Афганистаном и ядерным нераспространением, мы можем упустить время для решения проблемы. Чтобы сохранить баланс, правительство Великобритании совместно с коллегами из Франции, Финляндии, Дании и Швеции на этой неделе приступило к новому этапу проведения дипломатических консультаций. Мы работаем по четырем основным направлениям.

Во-первых, проблема изменения климата должна быть отделена от комплекса других экологических проблем. Соглашение не просто желательно, а крайне необходимо – наравне с борьбой против терроризма – для национальной безопасности и стабильного экономического роста в среднесрочной перспективе. Высокие цены на нефть и продукты питания привели к неравномерному распределению финансов в мировом масштабе и повышению процентных ставок, что и спровоцировало кризис. Истощение ресурсов – еще одна причина глобального кризиса, равно как и кредитный кризис. Изменение климата приведет к массовым миграциям, засухе и недостатку воды, что выльется в напряжение и межнациональные конфликты. Возможно, глобальное потепление сейчас не стоит на повестке дня Совета Безопасности ООН, но оно обязательно появится там, если мы не сможем отказаться от использования углеродов.

Во-вторых, необходимо, чтобы соглашение отвечало одному простому требованию: исходить из принципа, что мы должны жить в мире, в котором температура повысится не более чем на два градуса Цельсия. Большинство дипломатических переговоров требует компромисса. Данный случай не исключение. Единственное, в чем мы не должны идти на уступки, – это принципиальность копенгагенского соглашения. Изменение климата – нелинейное явление. Более двух градусов Цельсия – и, как считают ученые, последствия будут катастрофичными.

В-третьих, самая большая преграда для заключения соглашения – справедливое распределение ответственности между развитыми и развивающимися странами. Развитые страны исторически несут ответственность за эту проблему, и количество выбросов на душу населения в них в настоящее время гораздо выше. Однако развивающиеся страны будут во многом ответственны за увеличение выбросов в будущем, и именно на их плечи лягут наибольшие тяготы, связанные с климатическими изменениями. Способ борьбы с этим ясен, но труднореализуем. Развитые страны должны серьезно сократить выбросы к 2020 году, а именно – на 25–40%. Необходимо обеспечить менее развитые страны финансами и технологиями для получения энергии при низком использовании углеводородов и адаптации к уже происходящим изменениям климата. В свою очередь, нельзя ожидать, что менее развитые страны на данном этапе смогут сократить общий объем выбросов. Тем не менее эти страны должны взять на себя обязательства по проведению зримого контролируемого снижения выбросов от настоящего, являющегося следствием применения высокоуглеродных технологий.

В-четвертых, нам надо изменить тактику. Изменение климата – это не антагонистическая игра, и мы не должны применять тактику такой игры. Если тянуть с принятием решений и раскрыть карты только на переговорах в Копенгагене с тем, чтобы добиться от других стран наиболее благоприятных для себя условий, то соглашение либо не будет достигнуто, либо будет недостаточно перспективным. Если менее развитые страны будут знать, что развитые государства готовы взять на себя ответственность, я уверен, они смогут сделать шаг к общей цели. Нам надо создать атмосферу доверия и дать импульс к изменениям накануне встречи в Копенгагене. Примером такого импульса может служить важное решение нового правительства Японии увеличить план по сокращению выбросов к 2020 году с 8 до 25% от уровня 1990 года. В течение ближайших трех месяцев нам надо существенно изменить правила игры. Как сказал премьер-министр Великобритании, нам надо сформировать финансовое предложение (100 млрд. долл. ежегодно до 2020 года) для менее развитых стран на адаптацию и переход к низкоуглеродным технологиям.

Великобритания намерена быть лидером в этом вопросе. Мы являемся первой страной, которая законодательно установила планы по сокращению выбросов на 34% от уровня 1990-го к 2020 году и на 80% к 2050 году. Однако вклад Великобритании может оказать большее воздействие как часть общей программы EC.

В EC существует первый в мире рынок торговли квотами на выбросы, который направляет средства в менее развитые страны, где сокращение выбросов наиболее рентабельно. ЕС – самый крупный единый рынок в мире, и, когда он устанавливает стандарты на выпуск автомобилей или холодильников, это реальная возможность стимулировать внедрение инноваций. ЕС – второй самый крупный донор в мире, когда он оформит финансовый фонд, направляемый на борьбу с изменением климата, он сможет объединить усилия развивающихся стран.

Проблема изменения климата касается науки, экономики и технологий, но сейчас ее решение зависит от политики. Нам нужно найти новый подход, и сделать это нужно как можно скорее.

Дэвид Миллибенд – министр иностранных дел Великобритании, специально для "НГ".

источник: Независимая газета