Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/1160.html (версия для печати)

  Дискуссии

О важнейших предметах воспитания

08 сентября 2009 15:45

Фото Евгения Зуева с сайта www.ng.ru
Фото Евгения Зуева с сайта www.ng.ru
Заголовок этой заметки принадлежит нашему великому соотечественнику Николаю Ивановичу Лобачевскому. "Речь о важнейших предметах воспитания" – так он назвал свое выступление 5 июля 1828 года в качестве начинающего ректора Казанского университета. Текст этой речи, ныне практически забытой, заслуживает внимания самого широкого круга читателей. Это и выражение мыслей гениального человека, и чрезвычайно яркий литературный образ, и вдохновенный пример обращения Учителя к ученикам. Замечательна и сама формулировка вечной проблемы человечества: "А каковы они – важнейшие предметы воспитания?"

Разумеется, я не берусь предлагать здесь решение проблемы, заслуживающей самой серьезной дискуссии. Моя задача – обозначить ее актуальность.

"Проблема Лобачевского" злободневна сегодня, в частности, в связи с озвученным недавно президентом Дмитрием Медведевым решением о начале широкого эксперимента по введению в школу новой предметной области "Духовно-нравственное воспитание". Речь идет об изучении истории религии, основ религии четырех конфессий (православие, ислам, буддизм, иудаизм, хотя, строго говоря, в России есть еще и католики, и протестанты) и так называемых "Основ светской культуры". Это решение представляется мне глубоко ошибочным.

Во-первых, в очередной раз демонстрируется очень вольное отношение к школе. Должен напомнить, что сколько-нибудь убедительных представлений о том, чему и как следует учить российских школьников начала XXI века, мы пока не имеем. В частности, история почти 20-летней разработки "Стандартов" школьного образования весьма печальна, а надежды на достойное завершение этой работы в ближайшее время иллюзорны.

Очевидно, что при отсутствии представлений о содержании образования в целом нельзя принимать решения о локальных дополнениях. Тем более при резком падении уровня знаний вплоть до явной безграмотности. Мы имеем немалый опыт введения новых предметов, влиятельные сторонники которых исходили из смеси благородных намерений и конъюнктурных соображений. Опыты эти неизменно заканчивались неудачами и отказами от "интересных начинаний".

Во-вторых, при всей важности проблемы воспитания надо ясно понимать, что простых решений она не имеет. Предстоящее искусственное разделение учащихся по их отношению к религии – вещь не только труднореализуемая (представьте себе, например, школу в многонациональном поселке), но и опасная. А старт эксперимента при отсутствии содержания и подготовленных учителей (их требуется около 40 тыс.) обрекает всю затею на провал. Воспитание – процесс индивидуальный и потому весьма деликатный. Поточные методы здесь не применимы в принципе: всякое массовое производство порождает массовый брак.

В отечественной истории есть два примера решения проблем воспитания с применением всей мощи государства. Это программа воспитания верноподданных Российской империи в соответствии с уваровской триадой "Православие. Самодержавие. Народность" (1838), а также программа воспитания строителей коммунизма, жестко проводимая в послереволюционный период. Но в силу каких-то причин обе эти программы привели к результатам, прямо противоположным ожидаемым. "Верноподданные" взбунтовались в 1917 году, а "строители коммунизма" – в 1991-м. Может быть, не стоит торопиться с воспитанием "духовно-нравственных строителей капитализма"?

В предлагаемой программе есть тем не менее рациональное зерно – осознано наличие самой проблемы воспитания. Да и трудно было не заметить ее при зашкаливающе высоком уровне коррупции, алкоголизма, преступности, тотальной безответственности. Боюсь, что честная оценка положения такова: за 20 лет непрерывных катаклизмов мы построили Общество Победившего Цинизма. Общество, утратившее ориентиры и идеалы. Понятия чести, совести, ответственности вытеснены на периферию общественного сознания. Примечательно, что, пожалуй, впервые в истории России наша эпоха – это эпоха без героев, но с изобилием антигероев.

В сложившихся обстоятельствах латание дыр, демонстрация активности и имитация деятельности – занятия бесперспективные. Нужна длительная, терпеливая и хорошо продуманная работа по восстановлению главных институтов, ответственных за воспитание, – семьи и школы. По возрождению системы народного просвещения.

Александр Михайлович Абрамов – член-корреспондент Российской академии образования

источник: Независимая газета