Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/1156.html (версия для печати)

  Дискуссии

ЕГЭ заставил ректоров разобраться с олимпиадами

04 сентября 2009 17:31

Фото с сайта www.rosbalt.ru
Фото с сайта www.rosbalt.ru
Заседание Российского совета олимпиад школьников больших сенсаций не принесло. Естественно, было признано, что олимпиадное движение благотворно и должно развиваться и процветать. Предложенные изменения невелики – но существенны, ибо касаются болевых точек.

Как известно, олимпиады с этого года – один из важнейших способов поступления в вузы. И среди многих жалоб и нареканий, высказанных по поводу "поступательной" кампании минувшего лета, на первом месте стояло возмущение "волной олимпиадников и льготников, которые заняли все места, оставив простым отличникам жалкие объедки".

"Льготников и олимпиадников" склоняли вместе, "по одной статье", хотя это совершенно разные группы молодежи: льготники – это люди с ограниченными в том или ином виде возможностями, "жизнью обиженные", тогда как победители и призеры олимпиад – какая-никакая "элита". Но и те, и другие суть исключения из общего правила – поступать на основе баллов, полученных на едином государственном экзамене (ЕГЭ). Исключения "вверх" или "вниз", но этих исключений оказалось так много, что они само правило как-то "затерли".

Например, как доложил на совете ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, победители и призеры олимпиад составили 65% от общего числа принятых на первый курс ВШЭ в 2009 году. Правда, не все из них поступили именно как олимпиадники – кто-то, например, предпочел на другой факультет досдать. Но 52% зачисленных поступили по "олимпиадному" праву – это больше половины.

Всего же в минувшем учебном году, как было отмечено на совете, в стране было проведено 120 олимпиад, в которых приняли участие 423 604 школьника, или около половины всего выпускного потока. Общее число победителей (школьников, получивших дипломы 1-й степени) и призеров (получивших дипломы 2-й и 3-й степеней) составило 20 663. Поскольку одно юное дарование могло победить и в нескольких олимпиадах, общее число дипломов превысило 28 тысяч. Вот эти 20 с половиной тысяч абитуриентов, как утверждается, и собрали все престижные вузовские сливки, причем далеко не всем и не всегда это кажется справедливым.

Гвоздь проблемы ухватил не кто-нибудь, а глава государства Дмитрий Медведев, который сказал: "Нужно просто провести жесткую градацию, какая олимпиада на что дает право. И вот в этом случае это будет работать". Президентские слова назидательно процитировал собранию председатель совета, ректор МГУ Виктор Садовничий.

А предложенные на сей раз меры достаточно филигранны и не предполагают лишних движений. Здесь требуется внимание к сухому языку документов. Итак, в приказ министра образования и науки РФ "Об утверждении порядка проведения олимпиад школьников" №285 от 22 октября 2007 года предложено внести изменения.

Противоречивый пункт 19 пока звучит так: "При поступлении… победители и призеры олимпиады по решению образовательного учреждения, в зависимости от уровня олимпиады, имеют право в течение одного года с момента утверждения списков победителей и призеров… на получение одной из следующих льгот".

А льготы такие: либо ты просто поступаешь на "профильный" факультет без экзаменов, либо тебе зачислят успешное прохождение "дополнительного испытания" — например, творческого конкурса – либо, наконец, тебе просто начисляют высший балл по ЕГЭ по профильному предмету. Самая "вкусная" — разумеется, первая льгота.

Сухость в документе есть – вот, необходимой четкости, к сожалению, нет. Как теперь признано, во всех этих "по решению… в зависимости от…" крылись большие лазейки для всякого рода произвола. Поскольку это первый опыт, ошибки можно отнести к добросовестным.

Предлагается же следующее: для начала, совет "относит олимпиады к I, II или III уровню на основе анализа представленных документов, а также с учетом критериев… Минобрнауки России в зависимости от общего количества участников и количества субъектов РФ, представители которых приняли участие в олимпиаде".

Деление на уровни было и до сих пор, но недостаточно четкое. Теперь это будет решать Российский совет олимпиад школьников – высокое собрание во главе с Виктором Садовничим, в которое входят два заместителя председателя (замминистра образования и науки Исаак Калина и вице-президент РАН Валерий Козлов), 10 членов президиума совета и 57 простых членов совета. Среди персоналий – например, знаменитые математики Владимир Арнольд и Сергей Новиков. Математика, вообще, самый "олимпиадный" предмет, олимпиады по ней начали проводить давным-давно, и многие, ныне седовласые академики отличились на них в школе.

А вот как меняется пункт 19. Победители и призеры олимпиад I уровня имеют право на все три вышеперечисленные льготы, II уровень не дает уже права на поступление без экзаменов, а уровень III дает только право на высший балл по ЕГЭ. За самим же вузом остается право решать, на какие факультеты принимать каких олимпиадников I уровня, какие дополнительные испытания для кого считать профильными. До 1 июня каждого года вуз обязан уведомить общественность о своих условиях.

Новый приказ решено составить к 1 октября. Обсудить еще есть что: по мнению многих, права вуза, даже в новом варианте, все-таки не вполне ясны. Ректор ВШЭ Кузьминов предложил следующее: вуз должен иметь право не принимать каких-то олимпиад, но если принимаешь – будь любезен, принимай не меньше трех разных олимпиад по одному профилю. Главное здесь – исключить возможность для вуза "проводить олимпиаду под себя" и только свою признавать. Вообще, было предложено отдавать предпочтение межвузовским олимпиадам: вот, МГУ уже блокируется с Дальневосточным университетом. Замминистра образования Исаак Калина предложил прекращать проводить олимпиаду, которую несколько вузов не хотят признавать.

Из 120 олимпиад прошлого учебного года, экспертная коллегия уже предложила исключить 24 (среди них, например, "Аэрокосмическая олимпиада школьников", "Олимпиада по обществоведению РГГУ" и проч.). А всего на 2009-2010 учебный год, начавшийся только что, уже подано 620 заявок на олимпиады, из коих признаны целесообразными 460, однако совет пока рекомендовал провести 175. Большую тревогу вызывает и неравномерное распределение олимпиад по регионам: так, в Москве их провели 70, в Санкт-Петербурге – 21, во всем Южном федеральном округе – две, а на Дальнем Востоке – ни одной. С этим надо что-то делать, но не так все просто: на следующий год запланировано Северо-Западному и Южному округам взять на себя по 13% от общего числа олимпиад, Дальневосточному – пока 1-2%.

Особое внимание обратили на то, чтобы олимпиады проводились не только в выпускном классе, но и хотя бы в двух предыдущих, так как это позитивно влияет на школьников и помогает им выбрать профессию. Вообще, и Садовничий, и другие ораторы высказали сожаление, что такое высокое дело, как олимпиады, приходится использовать как инструмент для поступления в вузы – хорошо бы они были чистым искусством, но такой возможности, увы, нет.

Очень хвалил олимпиады депутат Государственной Думы Олег Смолин: по его мнению, они лучше ЕГЭ, так как баллы по ЕГЭ выставляются "задним числом", исходя из общего уровня написанных работ. По оценке Смолина, логика требует, чтобы нижний балл по стобалльной системе ЕГЭ был 40. "Но тогда, — отметил депутат, — у нас было бы 40% двоек по математике и физике и 25% двоек по русскому и литературе". Олимпиады же свободны от необходимости считаться с печальной реальностью и действительно выявляют таланты.

Участвовал в заседании и министр образования и науки Андрей Фурсенко – он не член совета, но относится к нему с пиететом. Выступил кратко, но содержательно: в частности, предложил, чтобы олимпиадник мог использовать свою олимпиадную льготу лишь один раз в одном вузе. Тогда Виктор Садовничий заметил, что неплохо было бы и на льготников как таковых это правило распространить.

По поводу льготников разгорелся спор. Как доложил незрячий депутат Госдумы Олег Смолин, инвалидов среди поступающей молодежи – всего 2%. Ранее руководитель Федерального агентства по образованию Николай Булаев отмечал, что инвалидов и сирот вместе – 4%, значит, тех и других по 2%. Просто, по словам депутата, инвалиды стали заметными, потому что они впервые ринулись в престижные вузы. И многим это не понравилось.

Как заметил Исаак Калина, после Великой Отечественной войны в нашей стране должности бухгалтеров, юристов (гражданских юристов, без погон) и другие "сидячие работы" были в значительной мере заняты как раз инвалидами, — а здоровые мужики туда и сами не стремились. Так-то так, но что такое был счетовод или адвокатишка в сталинском обществе, и в современном – это разные миры. Замминистра это, конечно, прекрасно знает.

Виктор Садовничий, признавая определенную правоту Смолина и Калины, все же посетовал, что липовых справок об инвалидности было очень много. И вообще, заметил, что он говорил не об инвалидах, а обо всех льготниках, коих зачем-то наделали около 180 категорий.

Еще один затронутый вопрос – о числе вузов, в которые абитуриент может подавать заявления за один раз. Отвечая на настойчивые просьбы ограничить этот "образовательный туризм", Исаак Калина заметил, что логика жизни сама определит допустимую широту. Он назвал число 10 – по оценке замминистра, больше чем в десять вузов одновременно подавали только отдельные ненормальные личности. Так будет ли допустимый диапазон подачи заявлений законодательно ограничен, или надеются на логику жизни, осталось непонятным.

Леонид Смирнов

источник: Росбалт