Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/1146.html (версия для печати)

  Дискуссии

ЕГЭ на пятёрку?

28 августа 2009 15:27

Ректор ГУ—ВШЭ Ярослав Кузьминов. Фото Игната Соловья с сайта www.strf.ru
Ректор ГУ—ВШЭ Ярослав Кузьминов. Фото Игната Соловья с сайта www.strf.ru
Ректор ГУ—ВШЭ Ярослав Кузьминов и ректор СПбГУ Николай Кропачёв результатами приёмной кампании 2009 года довольны. Но "вымывание" из школьной программы экономики и права заставило их выступить с официальным заявлением к руководству страны.

Бой по правилам

На вчерашней пресс-конференции в "РИА-Новости" ректоры Высшей школы экономики и Санкт-Петербургского государственного университета подвели первые итоги приёмной кампании 2009 года. Ярослав Кузьминов и Николай Кропачёв результатами приёма довольны: даже на платных отделениях удалось собрать сильный состав первокурсников.

На взгляд уважаемых ректоров, главные достоинства ЕГЭ следующие: у выпускников школ появилась свобода выбора, ведущие вузы снова работают для всей страны (в них увеличилась доля региональных абитуриентов), и, наконец, нанесён "решающий удар" по коррупции. Если в 2005 году теневые расходы на вход в вуз (читай: взятки) эксперты оценивали в 10 миллиардов рублей, то сейчас эти деньги либо останутся в семье, либо пойдут на платное образование, заявил Ярослав Кузьминов.

Новая система приёма в вузы справедливее, считает Николай Кропачёв. "Впервые приём прошёл в гласных, открытых рамках. Да, трудно понятных, но ведь это же в первый раз. Нужно научиться работать по этим правилам. Конечно, любые правила имеют недостатки, а потому нуждаются в корректировке", — так выразил своё отношение к ЕГЭ ректор СПбГУ.

Иными словами, достойные правила для игры созданы. Осталось их только немного усовершенствовать. В частности, ректоры предлагают проводить федеральный экзамен на федеральном, а не муниципальном уровне. Следить за "чистотой" ЕГЭ могут федеральные чиновники, налоговики, силовики, а также общественные организации и политические партии (как это делается на выборах). В общем, силами единой России провести единый экзамен. Причём часть С (наиболее сложную и дающую максимальный балл) желательно проверять не местным преподавателям, а централизованно: "экономить деньги на этом нельзя", убеждён Ярослав Кузьминов.

При избытке людей с дипломами экономистов и юристов в России острая нехватка профессионалов в этих областях

Для повышения достоверности результатов единого госэкзамена следует сопоставлять оценки, полученные на ЕГЭ, со средними баллами по предметам за время школьного обучения. Если отметки отклоняются больше чем на единицу (например, троечник сдал ЕГЭ на пятёрку), то необходимо обязать такого ученика пересдать экзамен в централизованной комиссии, предлагают ректоры. Абсолютного доверия к ЕГЭ пока всё-таки нет.

Что же касается многочисленных жалоб в прессе на "балльные танцы", связанные со льготниками, олимпиадниками и волнами зачислений, то, по мнению Ярослава Кузьминова, всё это, что называется, от лукавого: деканам факультетов надо было лучше работать.

Победителей и призёров олимпиад должно быть раза в два больше, полагает ректор "Вышки" (сейчас их 20 тысяч, то есть примерно 2,5 процента от поступающих в вузы, должно быть — как минимум пять процентов). Правда, целесообразно проводить олимпиады группам из трёх-четырёх вузов (подобный опыт сотрудничества уже есть: в этом году некоторые олимпиады МГУ и ГУ-ВШЭ проводили совместно).

Ярослав Кузьминов: "Набравшие 44 балла и ниже должны лишиться права поступать в вузы"

Расхожее мнение о том, что приёмная кампания буксовала из-за трёх волн зачисления, не подтверждается на практике. Во всём виноват пережиток плановой системы — контрольные цифры приёма в вузы, убеждён Ярослав Кузьминов. "Многие вузы напрасно боялись объявлять „зелёную зону“ (список абитуриентов, приглашаемых к зачислению) шире, чем число вакантных мест, — пояснил ректор „Вышки“. — Контрольные цифры должны умереть, необходимо вводить нормативно-подушевое финансирование". По расчётам ректора, оно должно зависеть от средних баллов ЕГЭ поступивших в вуз: 75 и выше (плюс победители и призёры олимпиад) — 200 тысяч рублей в год, от 60 до 74 — 100 тысяч рублей в год. Тем, кто набрал от 45 до 60 баллов, суждено учиться только за собственные деньги, а получившие 44 балла и ниже вообще должны лишиться права поступать в вузы.

Даёшь в школе экономику

"Экономистов и юристов в избытке или их не хватает?" — ещё одна наболевшая тема была особо выделена на прошедшей пресс-конференции.

Собравшимся представили данные статистики. Сейчас 35 процентов студентов России — экономисты и менеджеры, примерно 8 процентов — юристы. Это на треть больше, чем в других странах. Причём 41,2 процента студентов экономики и права готовятся в непрофильных вузах. В вузах, где эти специальности лет 15 были объектом "лёгкого заработка", а не инвестирования в кадры и тем более в исследования, доля преподавателей, ведущих научную работу, на таких факультетах приближается к нулю. Выпускники этих вузов не владеют эконометрикой (90 процентов студентов-экономистов) и гражданским правом (до 80 процентов студентов-юристов). В результате при избытке людей с дипломами экономистов и юристов в России острая нехватка профессионалов в этих областях.

Усугубляет ситуацию и вымывание экономики и права из школьного программы (они не входят в ЕГЭ), а ведь ещё несколько лет назад эти предметы преподавались в школах 60 процентов субъектов РФ. В результате выпускник школы не способен понять, как эффективно реагировать на реалии рыночной экономики, в частности, как защитить свои права. На обществознании — единственном из обязательных социальных предметов — детей этому не учат. Обществознание — это набор лозунгов, общих положений из философии, социологии, политологии, государства и права, экономики, полагают ректоры. И предлагают изменить ситуацию:

— Сегодня Минобрнауки завершает работу по формированию школьных стандартов. Мы обращаемся к руководству министерства, к руководству страны: в новых стандартах надо обеспечить для экономики и права место обязательных предметов в старших классах общеобразовательной школы. Это необходимо для модернизации России.

Следить за чистотой ЕГЭ могут федеральные чиновники, налоговики, силовики, а также общественные организации и политические партии

До введения этих стандартов надо официально ввести "повышенный стандарт" обществознания для приёма на экономические, управленческие, юридические факультеты университетов. Важно, чтобы такой стандарт был единым для России — это обеспечит равные права школьникам из всех регионов.

ГУ-ВШЭ и СПбГУ готовы предложить такой стандарт: опубликовать его проект ректоры пообещали до 1 ноября 2009 года.

Светлана Синявская

источник: STRF