Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/1105.html (версия для печати)

  Дискуссии

Наводить порядок с юробразованием в РФ нужно осторожно

30 июля 2009 15:58

Руководитель Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства Татьяна Клячко. Фото с сайта www.rian.ru
Руководитель Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства Татьяна Клячко. Фото с сайта www.rian.ru
Президент РФ Дмитрий Медведев в мае поручил правительству РФ вместе с судами, Генпрокуратурой и объединениями работодателей разработать до конца 2009 года госстандарты высшего образования по юриспруденции. Многочисленные предложения уже подготовлены Ассоциацией юристов России (АЮР) и широко обсуждаются. Некоторые из них прокомментировала руководитель Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства Татьяна Клячко.

– АЮР предлагает разделить все вузы, готовящие юристов, на профильные и непрофильные, и лишить непрофильные бюджетных мест. Насколько оправдан и эффективен такой шаг?

– Навести порядок в юридическом, экономическом, управленческом образовании необходимо давно. Очень многие вузы открывали и открывают программы подготовки юристов (экономистов, менеджеров), пользующиеся повышенным спросом населения. Это обычно делается для того, чтобы организовать платный прием и получить внебюджетные средства, компенсирующие нехватку бюджетного финансирования.
Сейчас предлагается действовать по другому принципу: зарабатывайте деньги на подготовке не очень качественных юристов, но государственные средства на это не тратьте. Но станет ли ликвидация бюджетного приема на юридические специальности в непрофильных вузах сигналом образовательному рынку, что это образование является низкокачественным? Или она приведет к тому, что население за это образование будет вынуждено полностью платить, поскольку в каких-то регионах профильных юридических вузов нет? Это означает, что встанет вопрос открытия в них профильных вузов.

Кроме того, возникает проблема оценки прошлой деятельности юридических факультетов непрофильных вузов, так как они получали лицензию от имени государства на ведение этой деятельности в составе государственных высших учебных заведений, а затем и государственную аккредитацию. Таким образом, государство фактически подтверждало качество подготовки в непрофильных вузах юристов, а теперь отказывается за это качество платить.

Можно, конечно, сказать, что государство лицензирует, аккредитует и негосударственные вузы. Но тогда сохранение подготовки юристов в непрофильных государственных вузах означает, что они приобретают, по сути дела, такой же негосударственный статус, но почему-то только в области юридического образования.

– Ассоциация юристов заявляет о начале подготовки юридических профессиональных стандартов, которые будут служить одним из инструментов контроля качества образования. Следует ли увязывать наличие сертифицированных работодателями образовательных программ с государственной аккредитацией вуза?

– Разработка профессиональных стандартов – дело полезное, это позволит формализовать и легализовать требования работодателей к выпускникам юридических вузов, как государственных, так и негосударственных, как профильных, так и непрофильных. Но встает вопрос о взаимоотношениях профессиональных и государственных образовательных стандартов, а именно: может ли выпускник юридического вуза, освоивший государственный образовательный стандарт, не считаться человеком, освоившим данную профессию? Узакониваем ли мы таким образом определенный разрыв образования и реальной практики, когда индивид, окончивший вуз, выступает как "полуфабрикат", который требует обязательной профессиональной "доводки", и эта "доводка" начинает выступать как обязательный элемент взаимодействия системы образования и рынка труда?

В принципе, формализовать необходимость "доводки" выпускников и легализовать разрыв образовательных и профессиональных стандартов можно. Но тогда этот разрыв будет характерен для всех вузов и всех выпускников. И здесь, видимо, переход на двухуровневую систему обучения становится некоторой основой для введения данного разграничения. Другими словами, введение профстандартов требует серьезного переформатирования всей системы подготовки кадров и итоговой аттестации выпускников различных образовательных программ.

Иван Стерлигов

источник: РИА "Новости"