Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/1099.html (версия для печати)

  Дискуссии

Кто хочет стать студентом

27 июля 2009 15:10

Фото Артема Чернова с сайта www.ng.ru
Фото Артема Чернова с сайта www.ng.ru
Пик лета. Идет прием документов в вузы, куда абитуриенты будут зачисляться по результатам ЕГЭ. Говорят, в этом году их, абитуриентов, меньше, чем мест в вузах. Вроде надо радоваться такому режиму благоприятствования для поступающих, но в воздухе почему-то отчетливо веет профанацией.

В добрые старые времена сперва ты трудился, чтобы школьный аттестат был не менее 4,6 балла – проходной уровень. Потом, сдав выпускные экзамены в школе, мчался сдавать экзамены в вуз, а если недобирал полбалла по истории или английскому – устраивался на работу, по вечерам занимался в читалке, а на следующее лето опять отправлялся штурмовать выбранный вуз. Целеустремленность вырабатывалась и характер закалялся (я знаю людей, которые поступали на седьмой раз) – ого-го какие!

Теперь же наблюдается какое-то последовательное культивирование инфантильности: весь 11-й класс школьников натаскивают на ЕГЭ, пишут с ними демонстрационные варианты по разным предметам; на самом экзамене учителя вовсю шлют ученикам эсэмэски с правильными ответами… После чего новоиспеченному абитуриенту остается разослать результаты своего ЕГЭ по вузам и ждать приглашения в студенты. Вот так просто, незатейливо и обезличенно. И никаких тебе любовей и дружб, вспыхнувших в процессе штурма высот плечом к плечу (пройти вместе абитуру на какой-нибудь сценарный факультет ВГИКа было – как побывать вместе в разведке, такое не забывается).

Построенная на тестовости система ЕГЭ – какая это, к черту, проверка знаний? Чисто угадайка в духе телепередачи "Кто хочет стать миллионером". И это особенно претит в таком предмете, как литература. "Где разворачивается действие повести Лермонтова "Герой нашего времени"? 1) на Кавказе, 2) в Крыму, 3) в Персии, 4) в Петербурге". "Одной из главных особенностей есенинской поэзии является: 1) подчеркнутая публицистичность, 2) классическая строгость, 3) песенный лиризм, 4) обличительный пафос". Невооруженным глазом видно, что востребована поверхностность, а не глубина знаний. Впрочем, в этом году ЕГЭ по литературе, можно сказать, похорошел – заданий на "выбери правильный ответ и поставь галочку" не было, зато были вопросы типа: "Кто указал Гриневу путь в буране?" Кому, спрашивается, понадобилось прививать кроссвордовость мышления молодым – неужели Министерству образования?

Творческие вузы – особые. Для поступления в них раньше необходимо было пройти творческий конкурс, состоящий из нескольких этапов. Сперва человек присылал свои работы по почте: на режиссерский факультет – режиссерскую экспликацию, в Литературный институт – прозу или стихи, на факультет журналистики – газетные публикации и т.д. На этом предварительном этапе происходил основной отсев профнепригодных: из 800 присланных работ "проходили" примерно 100. Авторы их допускались к следующей ступени – написанию в присутствии экзаменационной комиссии работы на заданную тему (сценария на сценарном факультете, рецензии на киноведческом и т.д.). К третьему этапу – собеседованию – оставались действительно лучшие из лучших, и только после удачного собеседования доходила очередь до сдачи экзаменов по общим предметам. Их результаты, кстати сказать, были менее важны, чем оценка за творчество; если у тебя за творчество было пять с плюсом, ты мог быть уверен, что тебя не то что не завалят на общих предметах – приемная комиссия будет тебя всячески "тянуть". На актерских факультетах после третьего тура, как правило, оставалось столько человек, сколько всего набирали на курс. Подобная система обеспечивала набор действительно одаренной молодежи – люди случайные и графоманы в процессе творческого конкурса гарантированно отсеивались. И мне кажется, это справедливо для творческих вузов.

Вера Цветкова

источник: Независимая газета