Интернет-портал интеллектуальной молодёжи

http://ipim.ru/discussion/1035.html (версия для печати)

  Дискуссии

Злобин: без молодых нам не вырваться из интеллектуального тупика

15 июня 2009 18:20

Директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности в Вашингтоне Николай Злобин. Фото Олега Ласточкина с сайта www.rian.ru
Директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности в Вашингтоне Николай Злобин. Фото Олега Ласточкина с сайта www.rian.ru
Директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности в Вашингтоне Николай Злобин поделился своими взглядами на современную молодежь постсоветского пространства. Эти впечатления сложились у него, когда он стал одним из "профессоров" Международной летней школы "РИА Новости".

– Николай Васильевич, обучая студентов Летней школы журналистики, как вы оценили уровень осведомленности молодых людей об СНГ? Каково их отношение к сегодняшним проблемам?

– У них гораздо больше знаний о своей стране и гораздо меньше – о постсоветском пространстве, чем у пердыдущего поколения. Раньше студенты знали об СССР больше, чем о республике, из которой были родом. Сегодня, когда Союза нет, большинство студентов, с которыми я столкнулся в Летней школе, знают о своих республиках – Армении, Азербайджане или Украине – гораздо больше, и очень мало знают о том, что происходит в других местах на постсоветском пространстве.

С одной стороны, хорошо, что они больше знают свою собственную родину, – а с другой стороны, им явно не хватает широты взгляда и знаний о том, как появилась их страна. Я бы сказал, у них сильно искаженное знание о постсоветском пространстве, о том, что делается в новых независимых странах-соседях, бывших союзных республиках. Мне кажется, у них в значительной степени есть желание утвердиться как представителям своей национальности в ущерб так называемой "большой картинке", противопоставляя себя представителям соседних стран. Я бы не сказал, что это национализм, – это, скорее, такой государственный патриотизм или этнический и культурный патриотизм, но интернационализма в них гораздо меньше, чем раньше.

Они также имеют огромное количество стереотипов, видимо, навязанных взрослыми.. Эти стереотипы трудно преодолеть. Нынешние студенты – гораздо более упертые в этнических вопросах, особенно в отношении постсоветского пространства, чем те, с которыми я сталкивался еще несколько лет назад.

– Существуют ли схожие с нашей Международной летней школой проекты на Западе, в частности, в США?

– Подобные проекты на Западе есть. Особенно Штаты любят привозить к себе журналистов из разных стран мира, молодых в том числе. Вообще, это один из основных элементов так называемой "мягкой" силы влияния, гораздо более эффективной, чем военная. Это – влияние через образование, воспитание, социальные связи, знакомства, всевозможные школы повышения квалификации и профессионального мастерства. Американцы применяют это в огромных масштабах, Россия в этом смысле пока лишь делает первые шаги.

А в США тратятся на это огромные деньги, выделяются большие гранты, есть множество разнообразных программ в области журналистики, которые реализуются американцами на протяжении последних десятилетий. Они отбирают молодых, журналистов среднего возраста, специализирующихся в конкретных областях, новостных журналистов и так далее. Их привозят, устраивают на работу в американские средства массовой информации, где они стажируются и смотрят, как работают американские СМИ.

На самом деле, это большой инструмент влияния на имидж Америки через тех, кто формирует общественное мнение. Более того, американцы делают это не только в отношении начинающих журналистов, но и в отношении редакторов, известных журналистов, которые постоянно приезжают в США и всегда имеют желание стажироваться, например, в Washington Post или New York Times.

К сожалению, в таких масштабах и с таким энтузиазмом, как Америка, никто стажировок не проводит. Чем больше такого рода площадок журналистского общения и взаимного обмена опытом будет, тем легче станет для представителей СМИ давать более объективную, менее субъективную картину происходящего. Можно спорить о том, насколько это помогает американцам или не помогает, но то, что этот журналистский корпус является "пятой колонной" в хорошем смысле этого слова и огромным инструментом влияния американской мягкой силы на мир, – это бесспорно. Деньги себя отбивают рано или поздно, и Америка имеет влияние на мир в результате гораздо большее, чем ее армия. Это надо развивать, и здорово, что агентство "РИА Новости" активно действует на таком направлении.

– В чем, по-вашему, заключается уникальность проекта Школы журналистики "РИА Новости"?

– Уникальность проекта, на мой взгляд, состоит в том, что на пространстве СНГ почти не осталось профессиональных площадок для общения. Лидеры стран СНГ встречаются на каких-то официальных мероприятиях, элиты – по большей части где-то на конференциях. Но для неформального общения, особенно у молодежи, таких площадок практически не осталось. Никакая евразийская интеграция, стабильность и развитие на постсоветском пространстве невозможны без такого рода площадок. Их количество сегодня уменьшилось до опасной цифры. И то, что "РИА Новости" это развивает и проводит, является уникальным примером на фоне того бездействия, которое СНГ по сути демонстрирует в большинстве областей.

Вообще я считаю, что СНГ – неудачный проект в целом, который давно развалился. Я на месте его членов, на месте России давно бы распустил Содружество и на его пространстве попытался создать что-то другое. Тем не менее, это никоим образом не отменяет уникальность такого проекта, как Летняя школа "РИА Новости", потому что такие площадки нужны независимо от существования СНГ. Нужно общаться со своими соседями на неформальном уровне, особенно, если дело касается профессионализма молодежи. Ведь очень полезно вместе учиться видеть под определенным углом то, что происходит вокруг, правильно, без местечковых стереотипов, оценивать происходящие события, без этнической, национальной или религиозной ограниченности видеть точку зрения своего соседа.

Обидно, что на этом пространстве сохраняется, но очень мало используется колоссальный инструментарий русского языка, на котором эта школа проводится. Далеко не все регионы мира могут себе позволить собирать соседей, говорить на одном языке. Например, если ехать в ту же Америку, надо обязательно говорить на английском. А здесь русский язык – язык межнационального общения, и жалко, если и эта составляющая исчезла бы. Молодежь в странах СНГ все меньше и меньше говорит по-русски, поэтому в этом плане уникальность Школы тоже очевидна. Сохранение русского языка, особенно, среди национальной элиты, молодой элиты, среди сотрудников средств массовой информации, которые будут рано или поздно писать и формировать общественное мнение в своей стране, – это чрезвычайно интересно.

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и высокий профессиональный уровень, который "РИА Новости" как одно из ведущих мировых информационных агентств может предоставить будущим работникам сферы информации. Ведь люди, которые участвуют в Летней школе в качестве инструкторов и преподавателей, – это специалисты высокого уровня. Не каждое агентство в России может похвастать тем, что такие авторитеты с удовольствием приезжают на его мероприятия.

Уникальность также, на мой взгляд, заключается еще и в независимости Агентства. Повестка дня и состав участников определяется без всякого политического вмешательства.

– Скажите, а на молодежи постсоветского пространства отражаются "взрослые" проблемы? И что дает старшему поколению и лично вам общение с теми, кто идет следом?

– Конечно, взрослые проблемы всегда отражаются на молодых и, к сожалению, в самом искаженном и примитивном смысле. Сложность этих проблем им зачастую бывает понять довольно трудно, более того, они, как правило, не знают истоков и истории этих проблем. Они не понимают, что все имело свои причины – и конфликты, и споры, что все это закономерно. Молодые многие вещи воспринимают упрощенно, в отличие от взрослых, но все это на них отражается.

Мне кажется, главная проблема – это зависимость от мнения предыдущего поколения, от мнения отцов и дедов. Далеко не всегда удается помочь им вырваться из этих стереотипов, из плена тех представлений, которые были, к примеру, у моего поколения. Если помочь не удастся, они будут повторять наши ошибки, и круг замкнется. Надо дать им шанс реализовался вне рамок, оставленных им предыдущим поколением. Надо, чтобы новое поколение придумало что-то такое, в чем мы провалились. В этом смысле для меня очень полезно наблюдать эти попытки, потому что мне тоже не очень хочется оставаться с собственными стереотипами, хочется тоже вырваться из них. Общение с молодыми помогает посмотреть на себя их глазами, понять, где мы ошибались.

Сейчас все постсоветское пространство находится в глубоком интеллектуальном тупике. Без молодых нам из него не вырваться, поэтому для меня это общение имеет принципиально важное общение.

источник: РИА "Новости"